Российская
Саньяса

Глава 3. Духовная практика и современная психотерапия...

Начало

Глава 3

ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ:
ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И РАЗЛИЧИЯ
(ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ)


Содержание книги

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]


1.

Рассказать, так не хватит всех слов,
Промолчать, так не хватит молчанья,
Чтоб пропеть-промолчать о сияньи,
Чтоб пропеть-промолчать про любовь.
Написать, так не хватит всех жизней,
Рисовать, красок мне не найти...

(В.Напреенко)

Эта глава родилась из потребности осмыслить и соединить две половинки моей сознательной жизни[1], одна из которых очень тесно связана с Психотерапией (7 лет как пациент и 7 лет как психотерапевт и ведущий групп), а другая -- с Духовной Традицией, учеником которой я сейчас и являюсь. В процессе нескольких лет ученичества в Традиции, мое видение Психотерапии, мое переживание себя и Мира, все мое восприятие претерпели изменения столь глубокие, что найти слова, адекватно выражающие этот процесс, очень сложно. Тем не менее я попытаюсь отразить некоторые грани моего опыта, противоречивого и изменчивого.

Несмотря на то, что некоторые рассуждения этой главы могут прозвучать категорично, я отдаю себе отчет в том, что это -- Истина-для-меня-сейчас и не претендую на построение догматов и заповедей.


[1] Эта глава написана одним из авторов -- В.Л.


<< к началу страницы

2.

Итак, решив соединить две половинки своей жизни, я сразу -же столкнулся с задачей гораздо большего масштаба, чем казалось на первый взгляд, задачей, которая выходит далеко за пределы только моей жизни. Это -- попытка найти (хотя -бы наметить) точки соприкосновения Психотерапии и Духовной Практики, которые на настоящий момент практически отсутствуют (!). Эти слова, наверное, могут вызвать удивление, ведь среди многих психотерапевтов и психологов распространено мнение, что это достаточно близкие вещи и, по крайней мере, находящиеся в сотрудничестве. Но это не так. Реально Психотерапия и Духовная Практика очень далеки друг от друга и продуктивного взаимодействия между ними почти не происходит, а то, что кажется объединяющим, -- достаточно поверхностно и, скорее не помогает, а мешает глубокому, сущностному взаимодействию, которое могло бы быть. Использование в психологии некоторых внешних форм, техник и технологий, каких-то мировоззренческих моделей (которых в Духовной Практике на самом-то деле нет), "чего-то такого эзотерического", попытки психологического анализа и осмысления Духовного Опыта со стороны, являются барьером, не дающим психологу сделать шаг (скорее -- прыжок) в суть, за пределы техник и описаний или поверхностного -- "новичкового" опыта.

Попытки "окунуться" на месяц или даже на год -- другой в жизнь серьезного монастыря или Школы (которые не так-то просто найти среди множества суррогатов, подделок и канонизированных -- уже не живых-учений, где по разным причинам прервана нить передачи), а затем вернуться и описать то, что там происходит, а зачастую взять увиденное на вооружение и создать свой "синтетический" метод (соединяющий Психотерапию и "некоторые аспекты Духовной Практики") -- как правило -- не более, чем дилетантство, ибо, как в любой профессии, даже несколько лет Практики не дают еще основания для каких-либо выводов. На мой взгляд, начать какое-то осмысление возможно лишь тогда, когда "вернуться" уже практически невозможно, когда обратного пути к прежнему мировосприятию нет. (Так токарь-профессионал уже никогда не сможет смотреть на работу своего коллеги глазами школьника-практиканта). С другой стороны, из тех, кто сделал свой шаг в суть (за пределы внешней похожести), мало кто будет проводить сравнения и что-то кому-то доказывать -- такие вещи часто теряют ценность. Для меня эта ценность сохранилась, благодаря той внутренней потребности, о которой я писал выше.

Итак, что же дает возможность реализовать настоящий (не фантазийный) Духовный Опыт ? Размышления и литература? Обряды и ритуалы ? Различные психотехники ? Контакт с учителем? Нет. Ни одно из этих условий не является достаточным. Необходим определенный уровень, если так можно выразиться -- определенный "накал" жизни. В монастырской практике, например, такой "накал" достигался уединением Подвижника в удаленный скит. Человек сознательно помещал себя в условия, где спрятаться от себя самого гораздо сложнее, чем в оменный практикующий человек, при