Российская
Саньяса

Двенадцать благородных вопросов

Начало

Двенадцать благородных вопросов


…Один утверждал – «мы все машинисты»,
другой говорил – «пассажиры»,…

И оба сошли где-то под Таганрогом,
Среди бескрайних полей.
И каждый пошел своей дорогой,
А поезд пошел своей…

(из песни А.Макаревича)


Читателю предлагается проделать упражнение по нелинейному восприятию, через попытку погружения в суть нескольких тезисов. Каждый тезис имеет два полюса, причем каждый полюс полагается истиной. В двух случаях предлагаются доказательства истинности того или иного утверждения, в остальном эти доказательства может провести сам читатель. Инструкцией к упражнению могут послужить несколько пожеланий:

— бесполезно искать «золотую середину» между частями «а» и «б» каждого тезиса, а также пытаться  их объединять;

— бессмысленно интеллектуальное соглашение, что «и то и другое верно – смотря с какой стороны смотреть», любое формальное прочтение данного материала бессмысленно;

— неточным будет принятие одной и отвержение другой части любого тезиса;

— каждая часть каждого тезиса задается в этом упражнении, как истина в максимальном контексте, - отсюда неверно делить сферы влияния частей «а» и «б» по частным контекстам;

— продуктивным может оказаться соизмерение масштаба всей своей жизни (на уровне прочувствования, вживания) с каждой частью каждого тезиса;

— результатом выполнения упражнения может быть переживание, возможно оформленное некой очень простой формулой – субъективно насыщенной для тебя лично, и, возможно, пустой или банальной для кого-либо другого.

Перейдем к рассмотрению самих тезисов:

1.

1а. Мир беспощаден и несправедлив.

1б. Мир уже совершенен и безупречен.

Рассмотрим часть «а». Вы теряли когда-нибудь близкого человека, расставались с любимым – глупо, бессмысленно, случайно, нелепо и, в то же время, бесповоротно? Вам приходилось страдать и мучаться, не понимая – за что, и не находя выход из тупика? Посмотрите вокруг: много ли действительно счастливых и гармоничных людей вы видите? Одиночество, болезни, расставания, миллиарды бесполезных нелепых смертей, несчастий, бед… Вы можете возразить: «карма», «на страданиях учатся», «за грехи»… Неужели большинство из нас такие страшные грешники, что вынуждены пожизненно пребывать в темнице страхов, ожиданий, разочарований, собственной и чужой глупости и умирать в страдании. После чьей смерти (еще смотря – какой) можно с чувством глубокой торжественности снять шляпу и светло улыбнуться? – Единицы! Что же остальные? – Страшные грешники, убийцы, садисты и маньяки (хоть и в «прошлых жизнях» – если вы сторонник идеи перевоплощений)? И почему учение на ошибках так мучительно, а в большинстве случаев есть просто мучение и никакого учения на этом? Если вы еще настаиваете на том, что мир не беспощаден и что все справедливо – сходите на «экскурсию»: в морги, дома престарелых, онкологические клиники, психиатрические интернаты, тюрьмы,… просмотрите документальные хроники с мест аварий, землетрясений, войн, казней… И задайтесь вопросом – почему справедливость (если вы все же считаете это справедливостью) именно такова? Не рассуждайте об этом философ