Двенадцать
благородных вопросов
…Один утверждал
– «мы все машинисты»,
другой говорил – «пассажиры»,…
И оба сошли где-то
под Таганрогом,
Среди бескрайних
полей.
И каждый пошел
своей дорогой,
А поезд пошел своей…
(из песни А.Макаревича)
|
Читателю
предлагается проделать упражнение по
нелинейному восприятию, через попытку
погружения в суть нескольких тезисов.
Каждый тезис имеет два полюса, причем
каждый полюс полагается истиной. В двух
случаях предлагаются доказательства
истинности того или иного утверждения, в
остальном эти доказательства может
провести сам читатель. Инструкцией к
упражнению могут послужить несколько
пожеланий:
— бесполезно искать
«золотую середину» между частями «а» и «б»
каждого тезиса, а также пытаться их
объединять;
— бессмысленно
интеллектуальное соглашение, что «и то и
другое верно – смотря с какой стороны
смотреть», любое формальное прочтение
данного материала бессмысленно;
— неточным будет
принятие одной и отвержение другой части
любого тезиса;
— каждая часть
каждого тезиса задается в этом упражнении,
как истина в максимальном контексте, -
отсюда неверно делить сферы влияния
частей «а» и «б» по частным контекстам;
— продуктивным
может оказаться соизмерение масштаба всей
своей жизни (на уровне прочувствования,
вживания) с каждой частью каждого тезиса;
— результатом
выполнения упражнения может быть
переживание, возможно оформленное некой
очень простой формулой – субъективно
насыщенной для тебя лично, и, возможно,
пустой или банальной для кого-либо другого.
Перейдем
к рассмотрению самих тезисов:
1.
1а.
Мир беспощаден и несправедлив.
1б.
Мир уже совершенен и безупречен.
Рассмотрим
часть «а». Вы теряли
когда-нибудь близкого человека,
расставались с любимым – глупо,
бессмысленно, случайно, нелепо и, в то же
время, бесповоротно? Вам приходилось
страдать и мучаться, не понимая – за что, и
не находя выход из тупика? Посмотрите
вокруг: много ли действительно счастливых
и гармоничных людей вы видите? Одиночество,
болезни, расставания, миллиарды
бесполезных нелепых смертей, несчастий,
бед… Вы можете возразить: «карма», «на
страданиях учатся», «за грехи»… Неужели
большинство из нас такие страшные
грешники, что вынуждены пожизненно
пребывать в темнице страхов, ожиданий,
разочарований, собственной и чужой
глупости и умирать в страдании. После чьей
смерти (еще смотря – какой) можно с
чувством глубокой торжественности снять
шляпу и светло улыбнуться? – Единицы! Что
же остальные? – Страшные грешники, убийцы,
садисты и маньяки (хоть и в «прошлых жизнях»
– если вы сторонник идеи перевоплощений)?
И почему учение на ошибках так мучительно,
а в большинстве случаев есть просто
мучение и никакого учения на этом? Если вы
еще настаиваете на том, что мир не
беспощаден и что все справедливо –
сходите на «экскурсию»: в морги, дома
престарелых, онкологические клиники,
психиатрические интернаты, тюрьмы,…
просмотрите документальные хроники с мест
аварий, землетрясений, войн, казней… И
задайтесь вопросом – почему
справедливость (если вы все же считаете
это справедливостью) именно такова? Не
рассуждайте об этом философ