Мотивация. Творчество.
Предназначение.
Несколько лет меня мучил
вопрос: "Нужно ли (мне) привлекать
людей (и кого именно) к Духовному поиску?"
Вопрос далеко не праздный. Пройдя
некоторый отрезок Пути ,
я не понаслышке знаю, что "Лестница в
Небо" на некоторых своих участках
может оказаться предельно болезненной,
а от старой уютной жизни не остается
камня на камне. Тем не менее, я ответил на
этот вопрос положительно: "Да. Нужно
создавать условия, в которых могла бы
наиболее полно проявиться мотивация к
Духовному поиску". Таким образом,
возникают следующие задачи:
-- Понять механизмы Мотивации;
-- Какие условия являются
оптимальными для проявления Мотивации к
Духовному поиску?
-- Как эти условия создавать?
-- Для кого и в какой степени
это необходимо , и
каковы критерии этой необходимости?
-- Что именно я могу сделать
для выполнения этих задач?
Данная статья является одним
из шагов на пути решения поставленных
задач.
Начнем с первого тезиса,
который звучит так:
Существует по большому счету
только две вещи, которыми человек в
своей жизни занимается. Это --
Я и Жизнь.
Чем-то другим мы не занимаемся
в принципе. Хотя, вроде бы делаем мы
многие вещи, но (осознаем мы это или нет)
только лишь для того, чтобы разобраться
с тем, что такое Я и что такое Жизнь. И
разбираться с этим мы можем либо
опосредованно --
через какой-то прикладной интерес --
через психологию, через науку, искусство
и т.п., либо у нас есть шанс обратиться
непосредственно к тому, что такое Я и
Жизнь, как они между собой связаны.
Непосредственно --
значит пережить Себя и Жизнь в контакте,
как нечто Единое. Через какой-то
опосредованный интерес мы стремимся к
тому же, но шансов пережить это Единое на
таком пути имеем гораздо меньше.
Второй тезис заключается в
том, что
жизнь наша с вами
представляет из себя некую динамику
внимания, и если тщательно проследить, --
как мы на самом деле живем, то станет
очевидно, что процесс этот совершенно
иррационален и не подчиняется никакой
логике, хотя упрямый человеческий ум
пытается жизнь как-то объяснить и
упорядочить.
Когда же мы
обратимся к динамике нашего внимания, то
можем заметить, что не существует некой
прямой, сквозной линии, связывающей нашу
жизнь воедино в пространстве и времени,
а есть некоторый набор хаотически
возникающих точек --
более или менее ярких, зачастую никак не
связанных между собой. То внимание
окажется в зачесавшейся ноге, то в какой-то
мысли, то оно отскочит в окружающее
пространство, где что-то случилось и так
далее. Происходят некоторые скачки
внимания туда -- сюда.
Кроме того, все эти скачки внимания
ограничены, --
внимание не может выйти за пределы
обычно достаточно узкого коридорчика,
который в нашем восприятии определяется
Доминантой.
Итак, есть некий узенький
коридорчик восприятия, в котором
периодически возникают всполохи
внимания. И вот этот процесс называется
жизнью. Жизнью, в которой нет цельности и
непрерывности.
Давайте рассмотрим некую
упрощенную модель восприятия.
Представим, для наглядности, восприятие
человека в виде нескольких ступенек или
Пространств*,
каждое из которых является схемой
регистрации и интерпретации сигналов от
внешнего/внутреннего мира. Более
высокие ступени восприятия --
более высокие Пространства отличаются
от нижележащих нарастающей сложностью,
многосвязностью и новым качеством.
* Подробнее
о Пространствах восприятия см.
в книгах:
В.Агеев,
В.Лебедько
"Осознание.
Мастерство.
Психотерапия?" СПб.1997,
"ВНЕО.
Тексты из архивов эзотерической Школы.
Книга 1" СПб. 1997
Если идти сверху вниз, то
вначале мы имеем Идеал *, --
то, что определяет основной вектор жизни
человека.
* Идеал
не стоит путать с психологическим
понятием Идеального образа Я -- Идеал,
в нашем случае -- не образ и ничего общего
с логическими и образными конструкциями
не имеет,
являясь энергией тончайшего -- светового
качества,
обретая осознание которой,
человек переживает невыразимую
словесно полноту и гармонию,
оказывается "на своем месте" в
пространстве,
времени и действиях.
Идеал оформляется и
конкретизируется через иерархию
Ценностей. Ценности, в свою очередь,
определяют События, которые с человеком
случаются. События, отражаясь в образном
и логическом Мышлении, задают картину
мира, т.е. тот «мир», в котором человек
считает, что живет. В следующем
Пространстве восприятия все
вышеперечисленное находит чувственное,
эмоциональное отражение, что ниже
облекает форму разнообразных ощущений.
И, наконец, трехмерной проекцией всех
вышеперечисленных Пространств является
физическое тело человека с его органами
и системами.
Идеал |
Ценности |
События |
Мышление |
Эмоции |
Ощущения |
Физическое
тело |
Если бы наша жизнь была
цельной и непрерывной, то Идеал, задавал
бы поток упорядоченных системой
Ценностей Событий, что находило бы
адекватное отражение в Мышлении,
Эмоциях и Ощущениях, сопровождаясь
соответствующими процессами в теле, и
все это вместе осознавалось бы, как
процесс раскрывающегося смысла,
реализации Идеала. Такая жизнь, если
рассматривать ее как динамику внимания,
была бы непрерывной и цельной.
Но мы с вами живем в
социальной среде, наполненной
множеством противоречий, которые,
соответственно, отражаются в каждом из
нас. К нашим собственным Идеалам и
Ценностям навязываются Идеалы и
Ценности социальные, порождая
внутренний конфликт. В результате
примешивания к внутренним Ценностям еще
каких-то, навязанных извне, в системе
Ценностей нарушается исходная иерархия,
служившая для реализации Идеала, и
каждая отдельная Ценность
отграничивается и обособляется.
Каждая такая обособленная
Ценность является выразителем той или
иной потребности или группы
потребностей, а значит,
--
обладает энергетическим зарядом с
определенной направленностью --
Мотивацией. Все это находит отражение во
всех нижележащих Пространствах.
Реализация потребностей, выразителем
которых является обособившаяся
Ценность, влечет характерные События и
поступки, создается картина мира,
отвечающая данной Ценности (при этом,
ввиду обособленности Ценностей,
появляется множество противоречивых
картин мира у одного и того же человека);
далее -- появляются
Эмоции, приоритетные для данной
Ценности (часть общего эмоционального
спектра человека, вследствие конфликта
обособленных Ценностей «вырезается» --
появляются так называемые подавленные
эмоции и чувства); раздробленность
опускается и в нижние Пространства
восприятия, --
следствием этой раздробленности
являются деформации в системе ощущений,
появление блокировок, зажимов в теле,
неосознаваемых участков тела и вообще
всяческих нарушений в физиологических
процессах, вплоть до выраженных
патологий и болезней.
Каждой Ценности
соответствует определенная Доминанта
во всех Пространствах восприятия. И так --
от глобальных и до мельчайших
проявлений человека --
от общей направленности каких-то его
действий до неких фиксированных
микродвижений, жестов, мимики, интонаций,
поз, специфики реакций, характерных для
данной Ценности.
Таким образом, мы видим, как
единый организм распадается на
множество обособленных частей --
Субличностей. Восприятие на всех
уровнях оказывается разорванным, и
границы Субличностей могут
переживаться как всевозможные телесные
и психические напряжения, приводящие к
искажениям, несоответствиям и
неадекватности поступков, мыслительных
процессов, эмоций, ощущений и движений.
Как и говорилось выше, динамика внимания
-- собственно жизнь --
превращается в хаотический набор
точечных всплесков, то в одной, то в
другой отграниченной области
восприятия. «Трудолюбивый» ум человека,
спасая себя от непосредственного
столкновения с переживанием подобного
хаоса, немного сглаживает ситуацию,
создавая иллюзию логичности и некоторой
связности происходящего.
Перейдем, наконец, от этих
предварительных моделей к
непосредственной цели данной статьи --
попытке соединить такие Категории, как
Мотивация, Творчество и Предназначение.
Итак, Мотивация была
определена уже выше, как энергия,
направленная на реализацию некоторой
потребности, будь то актуальная
потребность Целостного организма (в
идеальном случае), или потребность той
или иной Субличности. Как мы уже
убедились, в жизни «нормального»
человека преобладает следующая
ситуация (схематично показанная на
рисунке 1) -- имеется множество
обособленных Субличностей, каждая из
которых (кроме того, что может бороться
за наше внимание) обладает своей
Мотивацией. Так как между Субличностями
нет согласования, а напротив, весьма
вероятен конфликт, векторы Мотиваций
направлены, что называется кто куда.
Образно говоря, различные Субличности,
подобно лебедю, раку и щуке тянут
человека зачастую одновременно в
противоположные стороны. Естественно, в
реальной ситуации суммарный вектор
Мотиваций разных Субличностей не
обязательно, как в басне, равен нулю. Так
что человек не все время топчется на
месте, а все же совершает какие-то
действия. Но в процессе противодействия
разных Мотиваций, их
энергия в значительной степени
расходуется (при этом психические и
физические напряжения возрастают, а
границы Субличностей укрепляются), так
что результирующее действие --
достаточно бледно выглядит по сравнению
с идеальным случаем, когда обособленных
Субличностей и их противодействий не
было бы. Можно сказать, как это печально
не покажется, что мы, в большинстве своем,
буквально влачим жалкое существование.
Мы обречены на такую жизнь, не имея
сколько-нибудь существенной Мотивации,
направленной на выход за пределы
сложившейся ситуации, Мотивации,
энергии которой хватило бы на то, чтобы
перекрыть все остальные желания и
стремления.
Возможна, однако,
ситуация, когда человеку каким-то
образом удалось сохранить или
восстановить цельность и непрерывность
своей жизни, стереть границы
Субличностей. При этом
восстанавливается иерархия Ценностей,
направленная на реализацию Идеала. В
этом случае Субличностей как
выразителей обособленных Ценностей не
существует, а есть неделимый организм,
наделенный целостным восприятием, то
есть -- нечто Единое.
Это Единое руководствуется
приоритетной Ценностью --
Идеалом, вокруг которого выстраиваются
соответствующим образом остальные
Ценности, поддерживающие приоритетную,
совершаются непротиворечивые поступки,
мир качественно отражается в гибком,
нестереотипном мышлении, чувства и
ощущения согласованы с происходящим,
тело адекватно реагирует. И нет никаких
противоречий. Я и Жизнь --
единое целое, и в
этом едином целом происходит Действие,
направленное на реализацию Идеала,
раскрытие смыслового потока через
удовлетворение актуальной потребности
в процессе взаимодействия Человека и
Мира. Естественно, что величина и
энергия этого действия могут быть
существенно больше, чем в ситуации
раздробленности (рисунок 2). Такое
Действие будет продуктивным и
качественным, потому, что в каждый
момент оно одно. В данный момент времени
Я хочу чего-то одного, и нет ничего, что
мне мешает это сделать. В этом случае
совпадают "Хочу", "Могу" и "Нужно".
Подобное совпадение "Хочу", "Могу"
и "Нужно" можно назвать
Предназначением человека. Такое
происходит, когда вы попадаете в
ситуацию, в которой вы нужны этому миру и
себе, как части мира, и нет никаких
внутренних противоречий (а это означает,
что и внешних противоречий не будет). Вы
в данной точке пространства и времени --
на своем месте и совершаете свое
действие, что отражается переживанием
предельной полноты и неразрывности
восприятия, которое можно назвать
счастьем (иногда, несмотря на
болезненность и трагичность
происходящего с точки зрения внешнего
наблюдателя). В этом случае происходит
то, что вы хотите или то, что происходит, -
то вы и хотите (в каких-то случаях
адекватнее сказать не хотите, а
принимаете). При этом Мотивация уже
направлена не на какую-то цель, а на
соответствие Предназначению. Человек,
живущий соответственно своему
Предназначению, осознает свою жизнь в
контексте судьбы всего человечества,
всего Мира.
Обратимся теперь к тому, что
же такое Творчество и какое отношение
оно имеет ко всему вышеизложенному.
А Творчество --
это процесс перехода человека от жизни,
изображенной на рисунке 1 к жизни,
изображенной на рисунке 2. Любое
действие, которое способствует такому
переходу или хотя бы намеку на таковой,
назовем актом Творчества. Можно сказать
по-другому: Творчество --
это попытка восстановить утраченную
Целостность*
самого себя и Жизни или хотя бы
намекнуть на эту Целостность.
* Мы
говорим об утраченной Целостности,
имея в виду то,
что опыт переживания Целостности
практически у любого человека есть
-- в раннем детстве или хотя бы в
момент рождения; разделение
восприятия,
обособление отдельных Ценностей и
образование Субличностей
происходит в процессе воспитания и
социализации.
Итак, по нашему мнению, любое
действие, направленное на реализацию
Целостности, есть Творчество. Любое
другое действие, связанное со сколь
угодно ярким самовыражением каких-то
Субличностей будь то в картинах, музыке,
стихах или в чем-то еще, --
называть Творчеством мы не будем,
ограничиваясь для этих случаев понятием
«самовыражение».
Настоящее произведение
Творчества --
настоящая музыка, картины, книги и
многое другое -- это
именно то, что обращает человека к чему-то
очень глубокому, искреннему, живому,
будит предощущение чего-то невыразимого,
ностальгию по Целостности себя и мира.
То, что называют муками Творчества для
самого творца --
когда он вот это самое невыразимое все
же пытается как-то воплотить, намекнуть
на него.
Здесь мы подходим ко второй
грани Творчества: --
это всегда выход за свои пределы,
проявление чего-то нового,
превосходящего установившиеся схемы и
привычные границы на пути к Целостности.
Вернемся теперь к первому
тезису нашей статьи, где мы говорили о
том, что заниматься Собой и Жизнью можно,
с одной стороны опосредованно --
через какой-то интерес, а с другой
стороны существует возможность
непосредственного переживания Себя и
Жизни в контакте и единстве. Этот тезис
можно целиком отнести к понятию
Творчества. Опосредованное Творчество --
это и есть Творчество настоящего
музыканта, поэта, ученого, психолога,
любого другого профессионала, который
через свою деятельность пытается
намекнуть на Целостность. А есть
Творчество непосредственное --
его можно назвать еще Жизнетворчеством,
когда предметом и объектом творца
становится он сам, его Жизнь. Каждым
своим действием такой человек
стремиться выйти за привычные свои
рамки, стирая границы Субличностей,
расслабляя всевозможные напряжения,
раскрывая и осваивая все новые и новые
диапазоны Жизни в устремлении к
ускользающей нити смысла, связующего
его с Идеалом. Творец своей Жизни будет
все время искать возможности для
нестандартных, нестереотипных действий,
для того, чтобы в каждый момент своей
жизни обращаться к своему Идеалу; ему
все время необходимо будет учитывать
огромное количество факторов и
осознавать, -- что в
данный момент позволит ему сделать шаг к
Целостности --
поворот направо или налево, обращение
внимания на одно или на другое явление,
знакомство с одним или с другим
человеком, выбор вида деятельности, --
все --
от микродвижений до глобальных планов и
замыслов станет позицией творческого
выбора.
Появляется такой
замечательный образ: --
ты своей жизнью вплетаешь узор в общее
полотно Жизни, и от каждого твоего
большого или малого поступка зависит, --
наделаешь ли ты клякс и грязных пятен
или твой узор будет удивительно
красивым и при этом еще и
соответствующим окружающему
пространству.
Интересно то, что как только
человеку удается занять позицию
Жизнетворчества (занять не умозрительно,
а, приняв ответственность за такой свой
подход к жизни), он тем самым уже
соответствует Предназначению. Это как
раз та ситуация, когда Мотивация,
Творчество и Предназначение
соединяются воедино. И тогда ты просто
ищешь, причем ищешь в себе и ищешь как
раз то в себе, что ищет, и будет искать
всегда. Искать для того, чтобы искать, а
не находить; жить, для того, чтобы Жить...
Сразу же возникает вопрос КАК?
Как сделать первый Творческий шаг, и как
не успокоиться на этом и сделать
следующий? -- Ответ
однозначен: -- нужно
захотеть, причем не умозрительно, а так
захотеть, чтобы действительно сделать.
То есть, -- нужна
Мотивация. Но выше мы говорили о том, что
«нормальный» человек обречен влачить
жалкое --
раздробленное существование, не имея
сколько--нибудь
существенной Мотивации, энергии которой
хватило бы на выход из сложившейся
ситуации. Где взять такую Мотивацию? Как
захотеть выйти из замкнутого круга? --
Можно, но очень сложно. Необходимо
сочетание как минимум нескольких
значимых для человека жизненных
факторов, а часто для первоначального
импульса нужна помощь грамотного
человека. Чтобы понять, как это может
происходить, рассмотрим некоторые
механизмы формирования Мотивации.
Итак, на вопрос: --
Хотите ли вы выйти из замкнутого круга
обыденности и жить творчески,
гармонично и целостно? --
многие не раздумывая, ответят: --
Да, конечно! И тут же встретятся с целым
рядом барьеров.
Изучив эти барьеры, мы
объединили их в модель, очень удобную
для работы с Мотивацией. Модель эту мы*
назвали Лестница Мотивации. Она
проиллюстрирована рисунком 3.
* Исследования
и практическая работа по этим
вопросам проводилась мной
совместно с Игорем Лузиным.
Первую ступеньку Лестницы
можно условно назвать «А мне и так более -менее
хорошо». Одолеть эту ступеньку не так-то
просто -- ведь при
этом придется столкнуться с тем, что не
так уж все хорошо, что внутри --
сплошные противоречия и неразбериха, по
большому счету --
полный хаос, отсутствие свободы и
обусловленность самыми разными
факторами. Чтобы взобраться на эту
ступеньку нужно набраться смелости --
ведь придется лишиться многих иллюзий,
поддерживающих состояние
самоуспокоенности, и многократно, что
называется «упасть лицом в грязь». Для
этого необходимо либо чтобы «жизнь
прижала», то есть, чтобы стечение
обстоятельств вас в эту самую грязь
окунуло, либо грамотный помощник,
который спровоцирует необходимую
встряску (при этом, обеспечивая
страховку, на случай, если она
понадобится).
Далее следует ступенька под
названием «Все плохо, но так и должно
быть» -- такая уж у
нас судьба, время, страна и
правительство, трудное детство, да и
вообще -- все так
живут, и ладно --
доживу как-нибудь и я. Сделать шаг через
эту ступеньку тоже непросто --
ведь тогда нельзя уже будет списывать
происходящее на то, что так и должно быть,
придется отбросить иллюзию всеобщности
такого несчастия и осознать, что можно
таки жить и по-другому, вот только ты
почему-то по-другому не живешь! Шаг
наверх требует еще большей смелости и
готовности преодолеть поджидающую на
следующей ступеньке депрессию.
Необходим доступ к внутренним ресурсам
и силам или, опять же, грамотный помощник.
Следующая ступенька
называется «Так не должно быть, но я не
вижу альтернативы». Альтернатива всегда
есть, но чтобы прозреть ее, придется
изрядно попотеть, «протирая очки» --
избавляясь от множества искажений
восприятия. Чтобы одолеть эту ступеньку,
нужен опыт самостоятельной работы с
искажениями восприятия, стечение
обстоятельств, в результате которых
появиться некий проблеск надежды или,
как и ранее -- опытный
помощник.
Дальше идет ступенька «Альтернатива
есть, но многое (или все) зависит не от
меня». То есть --
вроде бы и хочу, да держат меня со всех
сторон -- условия
жизни, люди, обстоятельства и т.д. и т.п.
Очень сложен этот шаг, --
нужно осознать, что на самом деле никто и
ничто, кроме тебя самого не влияет на то,
как ты живешь. И если шаг этот сделать, то
нельзя уже будет причитать: "Да при
моих-то троих детях (муже--пьянице,
коммунальной квартире, материальном
положении, болячках, непонимающих
родителях, злом начальнике, положении в
стране и в мире...)" Здесь требуется
принятие ответственности. Понятно, что
если принять ответственность за себя и
свою жизнь целиком, то дальнейшие шаги
уже не потребуются,
поэтому для перешагивания этой
ступеньки ответственность нужно будет
принять хотя бы за те обстоятельства,
которые мешали в данном конкретном
случае, -- то есть
осознать, что эти обстоятельства
зависят от тебя.
Еще одна ступенька --
под названием "У меня не хватает сил (энергии,
возможностей, каких-то качеств...)" На
этом этапе нужен либо доступ к
внутренним энергетическим ресурсам,
либо целенаправленные действия по
накоплению этих самых сил, качеств,
возможностей. Это уже нормальная
рабочая ситуация.
И, наконец, последняя
ступенька «Хочу, но не знаю как». Здесь
уже человек готов и ему нужна конкретная
методика, технология, практика. Найдя
требуем |