ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ?
Глава 1.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ ?
Я -- не я, это кто-то иной,
С кем иду и кого я не вижу,
И порой почти различаю,
А порой почти забываю.
Кто смолчит, когда суесловлю,
Кто прощает, когда ненавижу,
Кто ступает, когда отступаюсь
И кто устоит, когда я упаду...
(Хуан Рамон Хименес)
|
1. Введение.
В каждой профессии есть Мастера и есть дилетанты. Отличаются
они по многим признакам, но я приведу лишь один: глубина и емкость понятий,
ключевых для данной профессии, в восприятии одного и другого. Так, для студента
-- физика уравнение Шредингера может быть набором значков, которые нужно списать
со шпаргалки, для специалиста то же уравнение -- удобная модель для решения конкретных
задач и получения результатов, а для Мастера за этими символами стоит вся Вселенная,
удивительное сплетение узоров из пульсирующих волновых функций...
Если человек, например, научился двум -- трем аккордам на гитаре,
то он обычно понимает, что до Мастерства еще далеко. Но есть профессии, в которых
сейчас появилось очень много "Мастеров". К таким профессиям относится
самопознание, Не наука о человеке, не психология или философия, а знание себя
самого. То, о чем в книгах не прочитать, а можно получить только прямой опыт.
Для переживания такого опыта требуются специальные условия, опытные проводники
и непрерывная, длящаяся годы и десятилетия практика. Условия эти необходимы
для того, чтобы избежать разного рода самообманов, которые в изобилии встречаются
на пути самоисследования.
До недавнего времени у большинства людей не было возможностей
совершенствоваться в познании себя: сколько нибудь серьезная работа в этом направлении
велась в немногих, тщательно оберегаемых (прежде всего, от профанаций) Традициях.
Сейчас появилась возможность свободно пользоваться некоторыми результатами
работы таких Традиций. И вместе с этой свободой и кажущимся расширением горизонтов
появился поток спекуляций, резко увеличилось число "Мастеров". При этом обычно
забывается, что любое эзотерическое знание не может быть получено в результате
обучения в обычном смысле этого слова (неважно трехдневного или трехгодичного),
не может быть заменено прочтением книг или выполнением тех или иных упражнений,
оно приобретается в процессе жизни в Традиции и непрерывной внутренней
работы.
Едва ли не самым разрушительным для эзотерического знания стало,
пожалуй, "затаскивание" многих ключевых понятий. Некоторые слова, изначально
богатые содержанием и несущие колоссальную смысловую нагрузку, начинают восприниматься
предельно поверхностно. Такие фундаментальные понятия, как Просветление, Целостность,
Осознание, Принятие и другие прочно вошли в быт самой широкой публики, в язык
массовой культуры, от психологов и психотерапевтов, до людей, прошедших одну
-- две дыхательных сессии или прочитавших томик Кастанеды. Само по себе это совсем
неплохо, но, к сожалению, вместе с тем, как эти понятия вошли в язык массовой
культуры, они потеряли свой сокровенный смысл и полноту. И теперь, когда настоящий
Мастер рассказывает о специфике своей работы, оказывается, что то, о чем он
говорит, всем уже давно "известно" и не несет "ничего нового":
--- "А, осознание? Как же, знаю! Недавно я прошел трехдневный семинар
по чувственному сознаванию и теперь почти полностью осознаю себя..."
Сложившаяся ситуация, желание быть понятыми на самом деле
глубоко, и послужили поводом для написания этой главы, Далее следует попытка
перевести индивидуальный опыт работы в эзотерической Школе в упрощенную модель
-- описание лишь нескольких аспектов такого сложнейшего понятия, как Осознание.
Существуют принципиальные трудности, не позволяющие передать
словами всю полноту и цельность этого понятия, поэтому желательно все нижеследующее
рассматривать как некий намек на прямой опыт переживания.
Мы постараемся показать, что смыслы, вкладываемые в слово Осознание
в быту и даже в психологии или психотерапии, являются очень небольшим подмножеством
в множестве смыслов эзотерического знания.
|