Российская
Саньяса

Осознание... 1

Начало

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ?



Глава 1.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ ?

Я -- не я, это кто-то иной,
С кем иду и кого я не вижу,
И порой почти различаю,
А порой почти забываю.
Кто смолчит, когда суесловлю,
Кто прощает, когда ненавижу,
Кто ступает, когда отступаюсь
И кто устоит, когда я упаду...

(Хуан Рамон Хименес)


1. Введение.

В каждой профессии есть Мастера и есть дилетанты. Отличаются они по многим признакам, но я приведу лишь один: глубина и емкость понятий, ключевых для данной профессии, в восприятии одного и другого. Так, для студента -- физика уравнение Шредингера может быть набором значков, которые нужно списать со шпаргалки, для специалиста то же уравнение -- удобная модель для решения конкретных задач и получения результатов, а для Мастера за этими символами стоит вся Вселенная, удивительное сплетение узоров из пульсирующих волновых функций...

Если человек, например, научился двум -- трем аккордам на гитаре, то он обычно понимает, что до Мастерства еще далеко. Но есть профессии, в которых сейчас появилось очень много "Мастеров". К таким профессиям относится самопознание, Не наука о человеке, не психология или философия, а знание себя самого. То, о чем в книгах не прочитать, а можно получить только прямой опыт. Для переживания такого опыта требуются специальные условия, опытные проводники и непрерывная, длящаяся годы и десятилетия практика. Условия эти необходимы для того, чтобы избежать разного рода самообманов, которые в изобилии встречаются на пути самоисследования.

До недавнего времени у большинства людей не было возможностей совершенствоваться в познании себя: сколько нибудь серьезная работа в этом направлении велась в немногих, тщательно оберегаемых (прежде всего, от профанаций) Традициях. Сейчас появилась возможность свободно пользоваться некоторыми результатами работы таких Традиций. И вместе с этой свободой и кажущимся расширением горизонтов появился поток спекуляций, резко увеличилось число "Мастеров". При этом обычно забывается, что любое эзотерическое знание не может быть получено в результате обучения в обычном смысле этого слова (неважно трехдневного или трехгодичного), не может быть заменено прочтением книг или выполнением тех или иных упражнений, оно приобретается в процессе жизни в Традиции и непрерывной внутренней работы.

Едва ли не самым разрушительным для эзотерического знания стало, пожалуй, "затаскивание" многих ключевых понятий. Некоторые слова, изначально богатые содержанием и несущие колоссальную смысловую нагрузку, начинают восприниматься предельно поверхностно. Такие фундаментальные понятия, как Просветление, Целостность, Осознание, Принятие и другие прочно вошли в быт самой широкой публики, в язык массовой культуры, от психологов и психотерапевтов, до людей, прошедших одну -- две дыхательных сессии или прочитавших томик Кастанеды. Само по себе это совсем неплохо, но, к сожалению, вместе с тем, как эти понятия вошли в язык массовой культуры, они потеряли свой сокровенный смысл и полноту. И теперь, когда настоящий Мастер рассказывает о специфике своей работы, оказывается, что то, о чем он говорит, всем уже давно "известно" и не несет "ничего нового":

--- "А, осознание? Как же, знаю! Недавно я прошел трехдневный семинар по чувственному сознаванию и теперь почти полностью осознаю себя..."

Сложившаяся ситуация, желание быть понятыми на самом деле глубоко, и послужили поводом для написания этой главы, Далее следует попытка перевести индивидуальный опыт работы в эзотерической Школе в упрощенную модель -- описание лишь нескольких аспектов такого сложнейшего понятия, как Осознание.

Существуют принципиальные трудности, не позволяющие передать словами всю полноту и цельность этого понятия, поэтому желательно все нижеследующее рассматривать как некий намек на прямой опыт переживания.

Мы постараемся показать, что смыслы, вкладываемые в слово Осознание в быту и даже в психологии или психотерапии, являются очень небольшим подмножеством в множестве смыслов эзотерического знания.


 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 29 февраля 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин