Вечер второй: Релаксация.
«Перекресток семи дорог, вот и я,
Перекресток семи дорог – жизнь моя...»
(Из песни А.Макаревича)
|
Влад: Почти всякая тема, посвященная внутреннему миру человека, неисчерпаема.
К каждому вопросу, который мы затронем в процессе нашей встречи, можно подходить
с разных сторон. Для нас важно выбрать именно тот подход, который актуален именно
здесь, именно для этого момента, в соответствии тому потоку практики, который
происходит в течение дня. Это сложно, поэтому я не буду вам читать лекцию по
заранее заготовленной схеме, а, всячески рассчитывая на ваше активное внутреннее
и внешнее участие, надеюсь, что у нас получится совместное действие по раскрытию
информации, отвечающей на ваш запрос...
Поговорить сегодня хочется о таком явлении, о таком
качестве жизни, о таком способе бытия, который называется релаксация. Давайте
зададимся тремя вопросами: Что? Зачем? Как? Что такое релаксация? Зачем она
необходима и почему мы этим занимаемся? Как с этим работать?
Итак: что для вас значит релаксация? Попробуйте в нескольких
емких словах определить, что значит релаксация лично для вас, что это такое...
Диапазон этого явления столь широк, что здесь нельзя ошибиться. Для меня важны
именно ваши грани понимания и переживания этого.
Реплика: Отсутствие внутреннего диалога.
Влад: Еще какие будут мнения?
Реплика: Неподвижность.
Влад: Неподвижность чего?
Реплика: Тела, эмоций...
Влад: Еще что это такое?
Реплика: Восстановление сил.
Реплика: Кайф!
Реплика: Целостное ощущение себя.
Влад: А вот я вначале сказал, что мы будем говорить о релаксации, как о явлении и
как о способе жизни. Что такое релаксация, как способ жизни?
Реплика: Вечный кайф!
Реплика: Возможность быть самим собой.
Реплика: Освобождение. Постоянный процесс освобождения.
Влад: Хорошо, у нас набралось уже несколько оттенков.
Я, со своей стороны, предложу еще кое-что. Если говорить на очень простых понятиях,
то можно представить две крайние грани состояний, находясь в которых человек
«выпадает» из окружающего мира. Первая крайность – напряженность. Вторая – отсутствие
тонуса, полная опустошенность и безжизненность. Так вот релаксация – это баланс
между двумя этими крайностями, состояние, когда ты полностью вписан в момент,
когда ты абсолютно адекватен. Может быть, вы смотрели – где-то в середине восьмидесятых
была такая популярная кинокомедия – «Сеньор Робинзон»? Так там есть один эпизод,
который наглядно иллюстрирует мои слова. Аборигены острова, на который попадает
главный герой, предлагают ему ряд испытаний, и среди них следующее: ему необходимо
пробежать по дорожке, поперек которой на уровне головы раскачивается множество
камней. Камни расположены очень часто и качаются в разных ритмах. Ну, и Робинзон
этот выбегает в результате с опухшей и раздувшейся головой и огромными ушами...
Это иллюстрация к тому, что происходит с нерасслабленным человеком в пучине
житейских событий. Кстати, по-настоящему расслабленный человек легко и без неприятных
последствий пробежал бы среди этих камней... Жить в расслаблении - это значит
находится между сигналами, которые вот-вот могут превратиться в напряжения.
Все время на пороге этих сигналов, все время успевая среагировать и не напрячься.
Во всех сферах жизни: и в физическом теле, и в эмоциях, и в событиях... Именно
это будет показателем глубокой релаксации, а не то, с чем ее часто путают, -
с этаким безжизненно лежащим, похожим на тряпку телом. Да, расслабленный человек
может так лежать, но если жизнь предлагает какой-то сигнал, требующий внимания
– он немедленно отреагирует. Состояние «тряпки» – это тоже рассогласование с
миром, это тоже не попадание в момент, когда требуется подвижность.
Напряжения имеют единый корень в том, что неописуемо, и что мы, за невозможностью
найти адекватное выражение в мире слов, называем жаргонным словом «энергетика».
Определим энергетику, как некую основу человеческого организма, проекцией которой
являются и физическое тело, и эмоции, и мышление, и событийный поток и судьба
человека. О самой энергетике говорить бесполезно – она вне ума и органов чувств.
Доступны ощущению, зрению, слуху и описаниям только ее проявления. Итак, если
мы примем как гипотезу, что корень напряжений сидит в самой основе, то, соответственно,
сами напряжения будут проявлены во всех проекциях. Пойдем в обратном направлении,
то есть начнем с наиболее удаленной, с точки зрения причинности, проекции* –
с физического тела, - здесь примеры наиболее наглядны.
* Не все, по-видимому так просто, но в первом приближении можно сказать
и так, что с точки зрения причинно-следственных связей физическое тело является
наиболее удаленной проекцией. У меня есть серьезное подозрение, что все
достаточно сильно переплетено, и вводить первичные и вторичны причины и
следствия можно только для удобства изложения.
Один из банальных примеров таков: предположим, что некто
вас сильно обидел, да так обидел, что захотелось его ударить, а то и прибить...
Но вы человек вежливый и не можете позволить себе физическое насилие. Вот вам
две стороны конфликта. Посмотрим, как они отразятся в физическом теле: определенные
мышцы напрягаются, в готовности к удару, другая же группа мышц в то же самое
время не дает удару состояться, сдерживая ваши руки. Возникает взаимное напряжение
двух групп мышц, не производящих внешнее действие, а взаимно подавляющих друг
друга. Один раз произошла подобная ситуация, другой, десятый... и вот мы уже
имеем хроническое напряжение и, не только в руках. В противоборство включаются
и мышцы спины и диафрагма... И вот с детства, в разнообразных противоречивых
ситуациях сформировался слой (а то и много слоев) подобных хронических напряжений.
Телесно-ориентированные психотерапевты называют это мышечным «панцирем». Самое
интересное, что сознание приспосабливается со временем вытеснять эти напряжения
из зоны внимания, чтобы жить не в вечном дискомфорте, а в иллюзии некоторой
расслабленности. Мы не ощущаем огромное множество напряжений тела. Если поначалу
напряжение болезненно и неприятно, то потом, не имея возможности разрешить первичный
конфликт, организм увеличивает порог чувствительности. Человек чувствует себя
субъективно более-менее сносно, но узлы напряжений продолжают существовать,
мышцы с большой силой давят друг на друга, на что уходит потрясающее количество
энергии. Можно смело сказать, что более девяноста процентов сил и энергии, которыми
мы могли бы конструктивно воспользоваться, уходит на поддержание корсета из
всевозможных напряжений. И не только в мышцах, но и в связках, во внутренних
органах, в гладкой мускулатуре и даже, как это не странно звучит, в костях.
Все эти напряжения, по сути, неизбежны, так как мы живем в социуме, с его ограничениями
и противоречиями. Если же у человека появляется осознание этих противоречий
и желание из них выпутаться, тогда он обращается к практике.
Когда человек начинает заниматься собой, когда порог
его чувствительности снижается, и он становится способным чувствовать и ощущать
то, что ранее было недоступно, тогда эти напряжения начинают потихоньку вылезать
во внимание. Через какое-то время занятий происходит парадоксальная ситуация:
вроде бы занимаюсь расслаблением, а ощущаю в себе все больше напряжений, чувствую
дискомфорт. Но, одновременно начинает появляться и способность к управлению
ситуацией, то есть, к тому, чтобы обнаруживаемые напряжения расслаблять, растворяя
и побудивший их конфликт. Хотя, в некоторых случаях, способность к управлению
может слегка запаздывать.
Возьмем следующую проекцию: мир ощущений. Напряжения
в этом мире это всевозможные ощущения дискомфорта, а также боль, не имеющая
физической причины и многое другое. Напряжения там проявляются и в том, что
существуют огромные «белые пятна» – области, которые человек просто не ощущает
или не ощущает в определенном режиме: тепловом, вибрационном... Невосприимчивость
к ощущению мышц, кожи, внутренних органов... В нормальном состоянии нет необходимости
и пользы в постоянном ощущении, например, внутренних органов, но существует
ряд ситуаций, особенно в практике, когда это необходимо. Весь организм потенциально
может быть прочувствован и осознан. Из ощущений можно почерпнуть колоссальный
объем информации. Ведь организм реагирует на все, что происходит в мире. Через
множество параметров, таких, как гравитация, температура, силы сжатия и упругости,
давление, звуковые (плюс ультра- и инфразвуковые) вибрации и так далее, наш
организм взаимодействует со всем миром и, в принципе, будучи расслабленным в
этой области, имея тонкую избирательную чувствительность, можно читать себя,
как голограмму, дающую бездну информации. Но она заблокирована напряжениями.
Есть люди, намеренно развившие в себе этот мир и способные тонко чувствовать
его в том или ином диапазоне. Или не намеренно, а случайно... Таких людей называют
экстрасенсами... Не факт, однако, что повышение чувствительности в одном диапазоне
не происходит у большинства из них за счет добавочных напряжений в других областях
организма.
Так вот: жить с расслабленным диапазоном ощущений, это
значит иметь возможность когда нужно ощущать те или иные процессы, а когда нужно
– не ощущать. Это предполагает гибкое, избирательное внимание в мире ощущений.
Способность избирать нужную информацию и отсекать иную. Если вы не будете отсекать
то, что в данный момент не нужно, то будете вслед за Остапом Бендером повторять:
«Я постоянно чувствую, как на меня все время давит столб атмосферного давления
и мне кажется, что на меня он давит сильнее, чем на других» и еще многое другое...
Следующая проекция – мир эмоций. Конфликты и противоречия,
скапливающиеся в течение жизни в этой сфере, воплощаются в эмоциональные напряжения,
и проявляются в виде аффектов, хронически повторяющихся эмоций, общего эмоционального
фона. Все эти напряжения существенно сужают и ограничивают диапазон переживания
и проявления эмоций и чувств. Я умышленно выделил отдельно эмоции и чувства.
Попробую кратко пояснить, чем чувства отличаются от эмоций. Это будет не академическое
определение, а описание исследований собственных переживаний. Так вот: эмоция
это некое качество отношения человека к какому-то объекту, побуждающее к действию.
Как правило, к трем категориям действий: убеганию, нападению, овладению. Если
ты сильно радуешься, то тебе хочется объект своей радости удержать, если сильно
злишься, то на объект злости хочется напасть, а если боишься, то хочется убежать
или избежать... Между этими позициями есть еще ряд промежуточных. Чувства к
действию не побуждают, но, тем не менее, переживаются, как некое отношение.
Не ощущение, не мыслительная концепция, а именно чувственное отношение, переживание.
Ты любуешься закатом или восходом, испытывая восхищение или тихую радость, но
ты не хочешь этот закат или восход положить себе в карман, то есть сделать своим.
Чувства красоты, свободы, смирения, доверия, любви... Не той любви, когда ты
хочешь объект этого чувства присвоить, а любви – созерцания, сопереживания...
Возвращаясь к теме напряжений, можно, по аналогии с миром ощущений сказать,
что напряжения в мире эмоций не дают проявиться всему потенциальному богатству
чувств и эмоций и в плане качественного переживания, и в плане проявления, и,
самое главное, в плане их осознания.
Вот сейчас у нас была практика, в результате которой
вы немного расслабились. И сами дали обратную связь, что, когда вышли на улицу,
то для большинства из вас мир предстал по-другому, стал гораздо полнее и насыщеннее
переживаться. Хотя небо и сосны вроде бы те же, что и до практики... Что-то
изменилось в вас и, в ответ, - изменился мир.
Релаксация эмоций предполагает не тупо и безучастно
жить, а как раз наоборот, реагировать и переживать ярко, сильно, многогранно.
Не крутиться в замкнутом круге из двух–трех эмоций, запускаемых где попало,
а иметь широкий спектр самых разнообразных эмоций и чувств, переживаемых в соответствии
с ситуацией. Как и в случае с ощущениями, мы на все вокруг реагируем, осознаем
мы это или нет. К каждому человеку, к каждому явлению есть эмоциональное или
чувственное отношение. Это огромный калейдоскоп, который потенциально присутствует.
Он весь или отдельные его части могут быть восприняты и пережиты, а могут так
и остаться за бортом. Когда человек расслаблен, он имеет доступ к этим переживаниям,
плюс гибкость и избирательность, – то, о чем я уже упоминал, когда речь шла
про ощущения. Когда человек заторможен и напряжен, спектр его переживаний беден
и бледен. Так что, большинство из нас даже и не ведает, сколь красочен и бесконечно
разнообразен этот мир, в котором каждый миг, каждый день и час нов, а не представляет
из себя заезженную пластинку... Опять же, не впадайте в крайность, считая, что
расслабленный человек только и делает, что купается в море чувств. Он способен
также быть абсолютно отрешенным и затихшим. Способность отдаваться глубоким
чувствам и одновременно способность затихать... Из современного мира давно уже
вытиснились вещи, которые еще не так давно были естественными, например, в области
человеческих взаимоотношений. Не говоря уже о той степени (хотя и далеко не
предельной) эмоциональной расслабленности, которая была нормой в прошлые века.
Взять, к примеру, описания ситуаций из прошлого века: встретились Пушкин и Вяземский
– горячие объятия, слезы, восторги, пламенные речи, клятвы дружбы. А ведь виделись
прошлый раз, может быть, всего пару дней назад. Где вы сейчас такую сцену увидите?
Или: сидят гусары, слушают песню. Настоящие мужики, прошедшие огни и воды. Им
завтра в бой идти. А вот слушают и плачут, и не стесняются слез! Или ликуют,
или вспыхивают от стыда, или сгорают от гнева!
Пойдем дальше. Мышление. Тот мир, где напряжений тоже
пруд пруди. Это и вечно тарахтящий и ни на минуту не смолкающий внутренний диалог,
крутящиеся строчки из песен, навязчивые мысли... Жесткие убеждения, концепции,
как оно все есть на самом-то деле... Картина мира, правильнее сказать - множество
картин мира, противоречащие друг другу иногда с точностью до наоборот... И многочисленнейшие
мифы, объясняющие все: начиная от бытовых мелочей и до того, как устроен Бог...
Внутренний спор, который ведется тем тобой, который верит во что-то одно и тем
тобой, который верит в противоположное... Невозможность включиться в качественное
решение задач, затруднения с памятью, трудности концентрации... Теснящиеся вереницы
образов, фрагментов, отрывков, воспоминаний...
При расслаблении мышления устраняются противоречия,
ослабевает жесткость картины мира, прекращается спор с самим собой, отпадают
за ненадобностью верования, убеждения, мифы, объяснения, внутренний диалог затихает...
Появляется возможность воспринимать мир более реальный, чем тот, который сделан
твоим умом. Ум перестает господствовать и все объяснять. Объяснения возникают,
но носят прикладной, так сказать рабочий характер, не претендуя на окончательную
правду. Ум приобретает гибкость, способность оперативно включаться в решении
задач и выключаться при необходимости. Способности к полноценному анализу и
синтезу, индукции и дедукции, избирательности и целостному охвату задачи. Уменьшение
доли вытесненной информации – возможность, при необходимости извлекать из памяти
самые разные вещи.
Когда ты расслаблен, ты перестаешь быть умом, перестаешь
отождествлять себя с умом, с концепциями, с верованиями и мифами. Ум это не
ты. Ум это инструмент. Вещи, которые я говорю, в принципе, давно известны, но,
к сожалению, известны большинству, опять же, как концепция, а не как переживание.
Пережить это можно только путем упорной практики.
Всем перечисленным выше не исчерпываются те внутренние
миры, о которых можно говорить в терминах релаксации и напряжения. И следующий
мир – мир событий. Он имеет много аспектов, и я сегодня выделю лишь один из
них. Приведу опять крайние ситуации, отражающие напряжения мира событий. Одна
крайность: человек набирает на себя гору дел и обязательств, вписывается в огромное
количество событий, - в результате внутренний ритм катастрофически повышается,
каждое событие не успевает полностью осознаться, пережиться и реализоваться.
Ситуация перебора, бегства «по верхам», потеря глубины и качества. Собственно,
и события-то перестают быть событиями, то есть теми актами восприятия, когда
жизнь ощущается наиболее ярко и остро. Человек в этом случае либо не успевает
справиться с потоком событий и происходит «срыв», рассогласование, все перестает
складываться и получаться, либо человек вынужден снизить остроту восприятия
и вместо собственно событий довольствоваться их суррогатами, то есть не Жить,
а «как бы жить». И то и другое есть напряжения (перенапряжения) в мире событий.
Другая крайность – «серые будни», когда жизнь стоит
на месте и ничего «особенного», то есть никаких событий – того, что дает ощущение,
что жизнь идет, не происходит. Тоже напряжение. Две крайние позиции, напоминающие
полярные примеры нерасслабленности физического тела: перенапряженного или лишенного
тонуса и превратившегося в «тряпку». В любом случае не соответствующего движению
жизни.
Когда человек расслаблен, он четко попадает в струю
жизни, в ее поток. Происходит именно то, что должно происходить (у каждого есть
такой интуитивный критерий – когда происходит то, что должно быть, а когда –
то, что не должно; критерий этот не обязательно связан с удовольствием и чем-то
обязательно приятным). Ты принимаешь то, что происходит, успеваешь с этим справиться,
то есть полноценно переварить, пережить, среагировать.
И еще одна проекция – система ценностей. То, что ближе
всего к корню всех напряжений. Ценности - это то, ради чего мы делаем те или
иные дела, впрягаемся в разные задачи, то, подо что складываются концепции и
описания... То, почему мы совершаем выборы по жизни... Когда ценности противоречивы
и неупорядочены, когда человек мечется между ними, силясь «сесть сразу на два
стула», как говориться «и рыбку съесть и ...» - это и есть напряжения в этом
мире. Приведу банальный пример: вам нужно заработать много денег и это для вас
очень значимо и ценно, но также ценно для вас переживание красоты мира, уединение
и тишина. Когда вы впрягаетесь в работу, вы не успеваете насладиться миром,
когда пытаетесь уединиться и насладиться тишиной – пропадают средства к существованию,
а выбор – что главнее, что приоритетнее, так и не сделан. В результате четкое
чувство, что вы в жизни «не на своем месте». Отсюда – кутерьма в событиях, искажения
и противоречия в картине мира с непрекращающимся внутренним спором, перекос
в эмоциях (где уж тут место для тонких чувств!), общий пониженный тревожно –
депрессивный эмоциональный фон или бесчувственность, перегрузки, напряжения
и, в конечном итоге, болезни физического тела...
Есть еще один внутренний мир, о котором я не буду много
говорить. Это мир смысла, предназначения. Смыслу и предназначению можно соответствовать,
а можно не соответствовать. Между первым и вторым способом жить (в соответствии
или без такового) бездна – настолько это разные качества бытия.
Разделение на семь внутренних миров – пространств весьма
условно. Оно просто удобно для описания. Число семь вообще удобно для человека
в этом мире. Можно было бы объединить внутренние миры в меньшее число или раздробить
на большее... Не в этом суть. Все эти миры – один мир. Между ними нет границ.
За всеми проекциями - единое целое. Сами проекции – условность.
Рассказывая о напряжениях и релаксации, я выделил, как
причинообразующий, поток от мира смысла к физическому телу. Можно было бы попробовать
выстроить и обратную причинно-следственную цепочку. Но все это логические игры.
Когда говоришь о человеке и базовых категориях его жизни, приходится все здорово
упрощать. Важно, чтобы вы постарались понять саму идею релаксации, как явления,
как определенного качества жизни.
А что является первопричиной – физическое тело или смысл,
- это зависит от того, как вы для себя лично решите основной вопрос философии:
что первично бытие или сознание. Лично я считаю, что сам этот вопрос поставлен
неправильно. И не могу проголосовать ни за один вариант ответа, ни за другой.
И то и другое, на мой взгляд, первично и взаимопереплетено. Есть у меня догадки,
что мир неизмеримо сложнее и, в то же время проще, чем все попытки его описать...
А практически работать и продвигаться к расслаблению можно с самых разных сторон:
иногда полезно начать с физического тела, иногда с эмоций или мышления, иногда
с системы ценностей или событий, а может быть, в каких-то случаях сразу поставить
ребром вопрос о смысле, как это сделал Игорь Чебанов «...если каждый день и
час будет для тебя жизненной трагедией, и ты все время будешь ставить себе вопрос
ребром: - Где ты? С чем ты? Ради чего ты? Если каждый момент бытия твоего будут
эти вопросы ребром стоять, то вот тогда...»*. За какую бы ниточку не потянуть,
мы постепенно упремся в ядро и придем к сути. А выбор, откуда начать – он индивидуален
и зависит от множества факторов. От этого выбора зависит многое, ведь разнообразных
техник – тысячи, главное осознать – Что? Зачем? и Как?
* В.Лебедько «Хроники Российкой Саньясы» том 1 стр. 278 М. – С.Пб. 2000.
То, о чем мы сейчас с вами беседовали – это очень поверхностный,
вводный пласт информации о релаксации. Углубляться в детали этого явления и
способа жизни, изучать механизмы, методологию, техники можно очень и очень долго.
Тема – неисчерпаема. Года три - четыре назад, мы с моими друзьями, тоже учениками
Школы, Андреем Скатаровым и Колей Меркиным достаточно серьезно углубились в
исследования и разработки по этой теме с целью создания методологии, системы
техник, прикладных семинаров. Мы даже хотели написать книгу, но когда набросали
тезисы – отказались от этой затеи, вернее, отложили до той поры, пока не появится
большой творческий коллектив, которому было бы по силам с этой задачей справиться.
Слишком много материала и, даже для того, чтобы просто перечислить направления
работы, механизмы, техники, без подробных описаний и детализации, нужна длительная
работа хотя бы нескольких человек. Может быть, кто-то из вас когда-либо заинтересуется
этим проектом...
Итак: мы с вами отвечали сейчас на вопрос «Что?» «Что
такое релаксация?»
Теперь обратимся к следующему вопросу – «Зачем?» На
этот вопрос я хочу ответить очень кратко, - отрывком из стихотворения средневекового
суфийского поэта Аль Фарида:
«...Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,
Чтоб Вечное расслышать и взглянуть
В саму неисчезающую Суть,
Священную основу всех сердец,
Где я – творение и я – Творец...»
Для меня лично эти строки являются исчерпывающим ответом
на вопрос: зачем заниматься релаксацией, зачем посвящать свое внимание этой
теме. Затем, чтобы прийти к Единому, к тому, что стоит за всеми появлениями
этого мира, этой жизни. Ответить на единственный вопрос: «Кто я?». Это вопрос
не интеллектуальный, он предназначен не для прокручивания различных вариантов
ответа, а для осознания и переживания...
Хотя, есть множество полезных прикладных аспектов, связанных
с релаксацией и, в принципе, отвечая на вопрос «Что?», я их перечислил. Если
резюмировать эти прикладные аспекты того, зачем стоит заниматься релаксацией,
то можно сказать, что затем, чтобы жить здоровой, красивой, насыщенной, гармоничной
жизнью. И уже этого немало.
Большая часть того, что мы делаем на первых этапах практики,
это стараемся расслабиться через использование различных методов и позиций внимания,
чтобы уже от более-менее глубокой степени релаксации, от этой отправной точки
начать движение к серьезной практике созерцания и поискам ответа на вопрос «Кто
я?». А первые этапы практики могут занять месяцы и годы регулярных усилий и
творчества.
Ну, и наконец. Вопрос «Как»? Опять же существует
огромное количество вариантов того, как это делать. Их можно объединить в три
основных аспекта практики, которыми мы все время занимаемся. Первое, - это движение,
дыхание и внимание, как специальная практика. Второе – ситуации, в которых ты
ставишь себя перед фактом обнажения каких-то новых своих напряжений и прорабатываешь
их. Когда ты, казалось бы, уже полностью расслаблен и алертен, но создается
какая-то ситуация, которая показывает тебе твои скрытые напряжения. Кстати,
сама специальная практика также обнажает постепенно все новые напряжения. Здесь
метафорой может послужить айсберг: твоему вниманию доступна лишь его верхушка
– те напряжения, которые доступны сознанию. Научившись с ними работать, то есть,
расслабившись в этом диапазоне, ты сталкиваешься с тем, что всплывает новая
часть айсберга – уже более крупная. Но, ты уже готов работать и с ней, так как
натренировался при работе с верхушкой. И так далее – чем дальше, тем все более
глубокие и мощные напряжения всплывают. На первый взгляд кажется – ну что тут
такого, - расслабил очевидные напряжения и все – живи и радуйся. Но, это не
надолго. Чем дальше, тем сложнее, но у тебя уже есть силы, так как ты самостоятельно
справился с тем, что было вначале... И третий аспект – образ жизни. Такой образ
жизни, в котором учтено как можно большее количество факторов, ведущих именно
в эту сторону. Это уже не стихийный, не привычный образ жизни, а специальный,
тщательно выверенный и подобранный по индивидуальным особенностям и текущим
задачам. Ты создаешь для себя строго организованные условия, своеобразный монастырь,
с тем только отличием от монастыря, что порядки и условия, регламент, дисциплинарные
моменты и режим постоянно варьируется под текущие задачи. Это делается, когда
человек уже владеет методологией и может интуитивно подбирать для себя требуемое
сочетание факторов внешней жизни... Такие вот три аспекта...
Еще хочется затронуть одну тему, которая
относится и к вопросу «Что?» и к вопросу «Зачем?». Это – релаксация, как бесконфликтность.
Когда в тебе нет напряжений, то напряжений нет и вокруг тебя. Вы можете спросить:
«Как же так? Вдруг найдется какая-то сволочь, которая на меня расслабленного
возьмет и «наедет»? – Да не наедет, если ты действительно расслаблен. Если ты
встречаешься с камнем, то ты становишься водой и обтекаешь этот камень... То
есть, предельная гибкость поведения и состояний. Когда ты вписан в мир и составляешь
с ним единое целое, то исчезает конфликт. Целое само с собой не конфликтует...
Это тоже связано с релаксацией.
Вопрос: Как радикально изменить свой образ жизни?
Влад: Не нужно, наверное, стараться изменить все сразу, радикально. Начни с малого,
а затем постепенно прибавляй что-нибудь еще. Например, измени время сна: пораньше
ложись и пораньше вставай. Пусть не намного, но месяц-другой регулярно. Или
выясни, что в твоем обычном питании вызывает тяжесть и перегрузку и исключи
это из рациона. Выбери другие – непривычные маршруты прогулок, уменьши число
бесполезных телефонных разговоров, реши – способствует ли релаксации избыточный
просмотр телевизионных программ... А потом, поэкспериментировав с этими простыми
вещами, обратись уже за индивидуальной консультацией к методисту, который подскажет,
что можно изменить исходя из твоих особенностей и текущих задач.
Вопрос: Какова цель Школы?
Влад: Вопрос немного не по теме, но я постараюсь ответить на него. Неточно, на мой
взгляд, будет говорить о цели Школы. Есть некий смысл существования Школы. А
цели могут быть у отдельных людей. Если уж прозвучало слово Школа, сразу хочется
развеять один стереотип: Школа – это не организация. Вот учебную группу можно
назвать некой организацией, а Школу – нет. Школа это система многогранных взаимоотношений
между Учителем и Учениками. Неправильным будет выражение, типа «Я занимаюсь
в Школе». В тот момент, когда ты участвуешь в смысловом поиске, предложенном
тебе Учителем или пришедшим, как абсолютно авторитетная внутренняя информация,
ты, условно выражаясь, находишься в Школе. Это моет быть одна минута в течение
дня или месяца, а может быть почти круглосуточно. В тот момент, когда твое сознание
пребывает в бытовой (опять же, некое условное разграничение) информации, - ты
никакого отношения к Школе в это время не имеешь. Говорить о цели Школы некорректно.
Можно говорить о цели конкретного человека, ищущего свой смысл, ищущего себя.
Вопрос: Как избавиться от внутреннего диалога.
Влад: Общая стратегия такова: от внутреннего диалога не нужно избавляться, но его
можно игнорировать и с ним разотождествляться. Так, чтобы со временем ты осознал,
что это не ты. Мысли могут быть. Мысли случаются и у святых людей. Но они сами
- это не их мысли. Возможна такая степень разотождествления, что мысли появляются,
но появляются на неком чистом экране, - а ты как раз и являешься чистым экраном,
а не этими мыслями. Когда же ты захвачен внутренним диалогом – все происходит
наоборот. Когда ты разотождествлен с мышлением, ты можешь убрать от него внимание
и направить в другое место, точно так же, как ты можешь убрать внимание с руки
или ноги и направить на спину или куда-то еще. Это вопрос управления вниманием.
То, чем мы, собственно, и занимаемся практически.
Вопрос: Как это происходит и куда убирать внимание от внутреннего диалога.
Влад: Когда ты сможешь с ним разотождествиться, такого вопроса -
куда направить внимание не возникнет. А так можно сказать, что есть другие пространства
восприятия, куда можно направить внимание, если есть необходимость увести его
от механического, по своей природе, процесса мышления.
Я эти пространства уже
упоминал, - это и чувства и ощущения, и ценности... И, прежде всего, для человека
ищущего, есть единственный ориентир, куда он все время старается направить внимание,
- это «чистый экран» – то самое неописуемое Я, которое не имеет никаких характеристик,
кроме чистого бытия... А как это происходит... Вообще, любая практика, которая
вам предлагается, дает шанс осознать и пережить, как это происходит. В частности
– подгруппы. Перераспределяя в подгрупповой работе внимание от локализации на
иные области, ты выравниваешь свое восприятие, затихаешь, и тогда открывается
возможность пережить неописуемое – чистый экран. Внутренний диалог, с которым
ты отождествлялся, оказывается либо где-то далеко на периферии, либо уходит
из внимания вообще, особенно, если участие твое в подгруппе было не формальным,
а качественным. У многих из вас уже есть такой опыт, пусть небольшой, длящийся
лишь доли секунды... Ориентир предлагается в каждой практике...
Давайте на этом завершим беседу. Прогуляйтесь несколько
минут, а потом мы вместе совершим еще одно действие...
|