Российская
Саньяса

Вечер 2. Релаксация

Начало

Содержание ] [ 1 << ] [ 2 ]>> 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Вечер второй: Релаксация.

«Перекресток семи дорог, вот и я,

Перекресток семи дорог – жизнь моя...»

(Из песни А.Макаревича)

 

Влад: Почти всякая тема, посвященная внутреннему миру человека, неисчерпаема. К каждому вопросу, который мы затронем в процессе нашей встречи, можно подходить с разных сторон. Для нас важно выбрать именно тот подход, который актуален именно здесь, именно для этого момента, в соответствии тому потоку практики, который происходит в течение дня. Это сложно, поэтому я не буду вам читать лекцию по заранее заготовленной схеме, а, всячески рассчитывая на ваше активное внутреннее и внешнее участие, надеюсь, что у нас получится совместное действие по раскрытию информации, отвечающей на ваш запрос...

Поговорить сегодня хочется о таком явлении, о таком качестве жизни, о таком способе бытия, который называется релаксация. Давайте зададимся тремя вопросами: Что? Зачем? Как? Что такое релаксация? Зачем она необходима и почему мы этим занимаемся? Как с этим работать?

Итак: что для вас значит релаксация? Попробуйте в нескольких емких словах определить, что значит релаксация лично для вас, что это такое... Диапазон этого явления столь широк, что здесь нельзя ошибиться. Для меня важны именно ваши грани понимания и переживания этого.

Реплика: Отсутствие внутреннего диалога.

Влад: Еще какие будут мнения?

Реплика: Неподвижность.

Влад: Неподвижность чего?

Реплика: Тела, эмоций...

Влад: Еще что это такое?

Реплика: Восстановление сил.

Реплика: Кайф!

Реплика: Целостное ощущение себя.

Влад: А вот я вначале сказал, что мы будем говорить о релаксации, как о явлении и как о способе жизни. Что такое релаксация, как способ жизни?

Реплика: Вечный кайф!

Реплика: Возможность быть самим собой.

Реплика: Освобождение. Постоянный процесс освобождения.

Влад: Хорошо, у нас набралось уже несколько оттенков. Я, со своей стороны, предложу еще кое-что. Если говорить на очень простых понятиях, то можно представить две крайние грани состояний, находясь в которых человек «выпадает» из окружающего мира. Первая крайность – напряженность. Вторая – отсутствие тонуса, полная опустошенность и безжизненность. Так вот релаксация – это баланс между двумя этими крайностями, состояние, когда ты полностью вписан в момент, когда ты абсолютно адекватен. Может быть, вы смотрели – где-то в середине восьмидесятых была такая популярная кинокомедия – «Сеньор Робинзон»? Так там есть один эпизод, который наглядно иллюстрирует мои слова. Аборигены острова, на который попадает главный герой, предлагают ему ряд испытаний, и среди них следующее: ему необходимо пробежать по дорожке, поперек которой на уровне головы раскачивается множество камней. Камни расположены очень часто и качаются в разных ритмах. Ну, и Робинзон этот выбегает в результате с опухшей и раздувшейся головой и огромными ушами... Это иллюстрация к тому, что происходит с нерасслабленным человеком в пучине житейских событий. Кстати, по-настоящему расслабленный человек легко и без неприятных последствий пробежал бы среди этих камней... Жить в расслаблении - это значит находится между сигналами, которые вот-вот могут превратиться в напряжения. Все время на пороге этих сигналов, все время успевая среагировать и не напрячься. Во всех сферах жизни: и в физическом теле, и в эмоциях, и в событиях... Именно это будет показателем глубокой релаксации, а не то, с чем ее часто путают, - с этаким безжизненно лежащим, похожим на тряпку телом. Да, расслабленный человек может так лежать, но если жизнь предлагает какой-то сигнал, требующий внимания – он немедленно отреагирует. Состояние «тряпки» – это тоже рассогласование с миром, это тоже не попадание в момент, когда требуется подвижность.

Напряжения имеют единый корень в том, что неописуемо, и что мы, за невозможностью найти адекватное выражение в мире слов, называем жаргонным словом «энергетика». Определим энергетику, как некую основу человеческого организма, проекцией которой являются и физическое тело, и эмоции, и мышление, и событийный поток и судьба человека. О самой энергетике говорить бесполезно – она вне ума и органов чувств. Доступны ощущению, зрению, слуху и описаниям только ее проявления. Итак, если мы примем как гипотезу, что корень напряжений сидит в самой основе, то, соответственно, сами напряжения будут проявлены во всех проекциях. Пойдем в обратном направлении, то есть начнем с наиболее удаленной, с точки зрения причинности, проекции* – с физического тела, - здесь примеры наиболее наглядны.


* Не все, по-видимому так просто, но в первом приближении можно сказать и так, что с точки зрения причинно-следственных связей физическое тело является наиболее удаленной проекцией. У меня есть серьезное подозрение, что все достаточно сильно переплетено, и вводить первичные и вторичны причины и следствия можно только для удобства изложения.

Один из банальных примеров таков: предположим, что некто вас сильно обидел, да так обидел, что захотелось его ударить, а то и прибить... Но вы человек вежливый и не можете позволить себе физическое насилие. Вот вам две стороны конфликта. Посмотрим, как они отразятся в физическом теле: определенные мышцы напрягаются, в готовности к удару, другая же группа мышц в то же самое время не дает удару состояться, сдерживая ваши руки. Возникает взаимное напряжение двух групп мышц, не производящих внешнее действие, а взаимно подавляющих друг друга. Один раз произошла подобная ситуация, другой, десятый... и вот мы уже имеем хроническое напряжение и, не только в руках. В противоборство включаются и мышцы спины и диафрагма... И вот с детства, в разнообразных противоречивых ситуациях сформировался слой (а то и много слоев) подобных хронических напряжений. Телесно-ориентированные психотерапевты называют это мышечным «панцирем». Самое интересное, что сознание приспосабливается со временем вытеснять эти напряжения из зоны внимания, чтобы жить не в вечном дискомфорте, а в иллюзии некоторой расслабленности. Мы не ощущаем огромное множество напряжений тела. Если поначалу напряжение болезненно и неприятно, то потом, не имея возможности разрешить первичный конфликт, организм увеличивает порог чувствительности. Человек чувствует себя субъективно более-менее сносно, но узлы напряжений продолжают существовать, мышцы с большой силой давят друг на друга, на что уходит потрясающее количество энергии. Можно смело сказать, что более девяноста процентов сил и энергии, которыми мы могли бы конструктивно воспользоваться, уходит на поддержание корсета из всевозможных напряжений. И не только в мышцах, но и в связках, во внутренних органах, в гладкой мускулатуре и даже, как это не странно звучит, в костях. Все эти напряжения, по сути, неизбежны, так как мы живем в социуме, с его ограничениями и противоречиями. Если же у человека появляется осознание этих противоречий и желание из них выпутаться, тогда он обращается к практике.

Когда человек начинает заниматься собой, когда порог его чувствительности снижается, и он становится способным чувствовать и ощущать то, что ранее было недоступно, тогда эти напряжения начинают потихоньку вылезать во внимание. Через какое-то время занятий происходит парадоксальная ситуация: вроде бы занимаюсь расслаблением, а ощущаю в себе все больше напряжений, чувствую дискомфорт. Но, одновременно начинает появляться и способность к управлению ситуацией, то есть, к тому, чтобы обнаруживаемые напряжения расслаблять, растворяя и побудивший их конфликт. Хотя, в некоторых случаях, способность к управлению может слегка запаздывать.

Возьмем следующую проекцию: мир ощущений. Напряжения в этом мире  это всевозможные ощущения дискомфорта, а также боль, не имеющая физической причины и многое другое. Напряжения там проявляются и в том, что существуют огромные «белые пятна» – области, которые человек просто не ощущает или не ощущает в определенном режиме: тепловом, вибрационном... Невосприимчивость к ощущению мышц, кожи, внутренних органов... В нормальном состоянии нет необходимости и пользы в постоянном ощущении, например, внутренних органов, но существует ряд ситуаций, особенно в практике, когда это необходимо. Весь организм потенциально может быть прочувствован и осознан. Из ощущений можно почерпнуть колоссальный объем информации. Ведь организм реагирует на все, что происходит в мире. Через множество параметров, таких, как гравитация, температура, силы сжатия и упругости, давление, звуковые (плюс ультра- и инфразвуковые) вибрации и так далее, наш организм взаимодействует со всем миром и, в принципе, будучи расслабленным в этой области, имея тонкую избирательную чувствительность, можно читать себя, как голограмму, дающую бездну информации. Но она заблокирована напряжениями. Есть люди, намеренно развившие в себе этот мир и способные тонко чувствовать его в том или ином диапазоне. Или не намеренно, а случайно... Таких людей называют экстрасенсами... Не факт, однако, что повышение чувствительности в одном диапазоне не происходит у большинства из них за счет добавочных напряжений в других областях организма.

Так вот: жить с расслабленным диапазоном ощущений, это значит иметь возможность когда нужно ощущать те или иные процессы, а когда нужно – не ощущать. Это предполагает гибкое, избирательное внимание в мире ощущений. Способность избирать нужную информацию и отсекать иную. Если вы не будете отсекать то, что в данный момент не нужно, то будете вслед за Остапом Бендером повторять: «Я постоянно чувствую, как на меня все время давит столб атмосферного давления и мне кажется, что на меня он давит сильнее, чем на других» и еще многое другое...

Следующая проекция – мир эмоций. Конфликты и противоречия, скапливающиеся в течение жизни в этой сфере, воплощаются в эмоциональные напряжения, и проявляются в виде аффектов, хронически повторяющихся эмоций, общего эмоционального фона. Все эти напряжения существенно сужают и ограничивают диапазон переживания и проявления эмоций и чувств. Я умышленно выделил отдельно эмоции и чувства. Попробую кратко пояснить, чем чувства отличаются от эмоций. Это будет не академическое определение, а описание исследований собственных переживаний. Так вот: эмоция это некое качество отношения человека к какому-то объекту, побуждающее к действию. Как правило, к трем категориям действий: убеганию, нападению, овладению. Если ты сильно радуешься, то тебе хочется объект своей радости удержать, если сильно злишься, то на объект злости хочется напасть, а если боишься, то хочется убежать или избежать... Между этими позициями есть еще ряд промежуточных. Чувства к действию не побуждают, но, тем не менее, переживаются, как некое отношение. Не ощущение, не мыслительная концепция, а именно чувственное отношение, переживание. Ты любуешься закатом или восходом, испытывая восхищение или тихую радость, но ты не хочешь этот закат или восход положить себе в карман, то есть сделать своим. Чувства красоты, свободы, смирения, доверия, любви... Не той любви, когда ты хочешь объект этого чувства присвоить, а любви – созерцания, сопереживания... Возвращаясь к теме напряжений, можно, по аналогии с миром ощущений сказать, что напряжения в мире эмоций не дают проявиться всему потенциальному богатству чувств и эмоций и в плане качественного переживания, и в плане проявления, и, самое главное, в плане их осознания.

Вот сейчас у нас была практика, в результате которой вы немного расслабились. И сами дали обратную связь, что, когда вышли на улицу, то для большинства из вас мир предстал по-другому, стал гораздо полнее и насыщеннее переживаться. Хотя небо и сосны вроде бы те же, что и до практики... Что-то изменилось в вас и, в ответ, - изменился мир.

Релаксация эмоций предполагает не тупо и безучастно жить, а как раз наоборот, реагировать и переживать ярко, сильно, многогранно. Не крутиться в замкнутом круге из двух–трех эмоций, запускаемых где попало, а иметь широкий спектр самых разнообразных эмоций и чувств, переживаемых в соответствии с ситуацией. Как и в случае с ощущениями, мы на все вокруг реагируем, осознаем мы это или нет. К каждому человеку, к каждому явлению есть эмоциональное или чувственное отношение. Это огромный калейдоскоп, который потенциально присутствует. Он весь или отдельные его части могут быть восприняты и пережиты, а могут так и остаться за бортом. Когда человек расслаблен, он имеет доступ к этим переживаниям, плюс гибкость и избирательность, – то, о чем я уже упоминал, когда речь шла про ощущения. Когда человек заторможен и напряжен, спектр его переживаний беден и бледен. Так что, большинство из нас даже и не ведает, сколь красочен и бесконечно разнообразен этот мир, в котором каждый миг, каждый день и час нов, а не представляет из себя заезженную пластинку... Опять же, не впадайте в крайность, считая, что расслабленный человек только и делает, что купается в море чувств. Он способен также быть абсолютно отрешенным и затихшим. Способность отдаваться глубоким чувствам и одновременно способность затихать... Из современного мира давно уже вытиснились вещи, которые еще не так давно были естественными, например, в области человеческих взаимоотношений. Не говоря уже о той степени (хотя и далеко не предельной) эмоциональной расслабленности, которая была нормой в прошлые века. Взять, к примеру, описания ситуаций из прошлого века: встретились Пушкин и Вяземский – горячие объятия, слезы, восторги, пламенные речи, клятвы дружбы. А ведь виделись прошлый раз, может быть, всего пару дней назад. Где вы сейчас такую сцену увидите? Или: сидят гусары, слушают песню. Настоящие мужики, прошедшие огни и воды. Им завтра в бой идти. А вот слушают и плачут, и не стесняются слез! Или ликуют, или вспыхивают от стыда, или сгорают от гнева!

Пойдем дальше. Мышление. Тот мир, где напряжений тоже пруд пруди. Это и вечно тарахтящий и ни на минуту не смолкающий внутренний диалог, крутящиеся строчки из песен, навязчивые мысли... Жесткие убеждения, концепции, как оно все есть на самом-то деле... Картина мира, правильнее сказать - множество картин мира, противоречащие друг другу иногда с точностью до наоборот... И многочисленнейшие мифы, объясняющие все: начиная от бытовых мелочей и до того, как устроен Бог... Внутренний спор, который ведется тем тобой, который верит во что-то одно и тем тобой, который верит в противоположное... Невозможность включиться в качественное решение задач, затруднения с памятью, трудности концентрации... Теснящиеся вереницы образов, фрагментов, отрывков, воспоминаний...

При расслаблении мышления устраняются противоречия, ослабевает жесткость картины мира, прекращается спор с самим собой, отпадают за ненадобностью верования, убеждения, мифы, объяснения, внутренний диалог затихает... Появляется возможность воспринимать мир более реальный, чем тот, который сделан твоим умом. Ум перестает господствовать и все объяснять. Объяснения возникают, но носят прикладной, так сказать рабочий характер, не претендуя на окончательную правду. Ум приобретает гибкость, способность оперативно включаться в решении задач и выключаться при необходимости. Способности к полноценному анализу и синтезу, индукции и дедукции, избирательности и целостному охвату задачи. Уменьшение доли вытесненной информации – возможность, при необходимости извлекать из памяти самые разные вещи.

Когда ты расслаблен, ты перестаешь быть умом, перестаешь отождествлять себя с умом, с концепциями, с верованиями и мифами. Ум это не ты. Ум это инструмент. Вещи, которые я говорю, в принципе, давно известны, но, к сожалению, известны большинству, опять же, как концепция, а не как переживание. Пережить это можно только путем упорной практики.

Всем перечисленным выше не исчерпываются те внутренние миры, о которых можно говорить в терминах релаксации и напряжения. И следующий мир – мир событий. Он имеет много аспектов, и я сегодня выделю лишь один из них. Приведу опять крайние ситуации, отражающие напряжения мира событий. Одна крайность: человек набирает на себя гору дел и обязательств, вписывается в огромное количество событий, - в результате внутренний ритм катастрофически повышается, каждое событие не успевает полностью осознаться, пережиться и реализоваться. Ситуация перебора, бегства «по верхам», потеря глубины и качества. Собственно, и события-то перестают быть событиями, то есть теми актами восприятия, когда жизнь ощущается наиболее ярко и остро. Человек в этом случае либо не успевает справиться с потоком событий и происходит «срыв», рассогласование, все перестает складываться и получаться, либо человек вынужден снизить остроту восприятия и вместо собственно событий довольствоваться их суррогатами, то есть не Жить, а «как бы жить». И то и другое есть напряжения (перенапряжения) в мире событий.

Другая крайность – «серые будни», когда жизнь стоит на месте и ничего «особенного», то есть никаких событий – того, что дает ощущение, что жизнь идет, не происходит. Тоже напряжение. Две крайние позиции, напоминающие полярные примеры нерасслабленности физического тела: перенапряженного или лишенного тонуса и превратившегося в «тряпку».  В любом случае не соответствующего движению жизни.

Когда человек расслаблен, он четко попадает в струю жизни, в ее поток. Происходит именно то, что должно происходить (у каждого есть такой интуитивный критерий – когда происходит то, что должно быть, а когда – то, что не должно; критерий этот не обязательно связан с удовольствием и чем-то обязательно приятным). Ты принимаешь то, что происходит, успеваешь с этим справиться, то есть полноценно переварить, пережить, среагировать.

И еще одна проекция – система ценностей. То, что ближе всего к корню всех напряжений. Ценности - это то, ради чего мы делаем те или иные дела, впрягаемся в разные задачи, то, подо что складываются концепции и описания... То, почему мы совершаем выборы по жизни... Когда ценности противоречивы и неупорядочены, когда человек мечется между ними, силясь «сесть сразу на два стула», как говориться «и рыбку съесть и ...» - это и есть напряжения в этом мире. Приведу банальный пример: вам нужно заработать много денег и это для вас очень значимо и ценно, но также ценно для вас переживание красоты мира, уединение и тишина. Когда вы впрягаетесь в работу, вы не успеваете насладиться миром, когда пытаетесь уединиться и насладиться тишиной – пропадают средства к существованию, а выбор – что главнее, что приоритетнее, так и не сделан. В результате четкое чувство, что вы в жизни «не на своем месте». Отсюда – кутерьма в событиях, искажения и противоречия в картине мира с непрекращающимся внутренним спором, перекос в эмоциях (где уж тут место для тонких чувств!), общий пониженный тревожно – депрессивный эмоциональный фон или бесчувственность, перегрузки, напряжения и, в конечном итоге, болезни физического тела...

Есть еще один внутренний мир, о котором я не буду много говорить. Это мир смысла, предназначения. Смыслу и предназначению можно соответствовать, а можно не соответствовать. Между первым и вторым способом жить (в соответствии или без такового) бездна – настолько это разные качества бытия.

Разделение на семь внутренних миров – пространств весьма условно. Оно просто удобно для описания. Число семь вообще удобно для человека в этом мире. Можно было бы объединить внутренние миры в меньшее число или раздробить на большее... Не в этом суть. Все эти миры – один мир. Между ними нет границ. За всеми проекциями - единое целое. Сами проекции – условность.

Рассказывая о напряжениях и релаксации, я выделил, как причинообразующий, поток от мира смысла к физическому телу. Можно было бы попробовать выстроить и обратную причинно-следственную цепочку. Но все это логические игры. Когда говоришь о человеке и базовых категориях его жизни, приходится все здорово упрощать. Важно, чтобы вы постарались понять саму идею релаксации, как явления, как определенного качества жизни.

А что является первопричиной – физическое тело или смысл, - это зависит от того, как вы для себя лично решите основной вопрос философии: что первично бытие или сознание. Лично я считаю, что сам этот вопрос поставлен неправильно. И не могу проголосовать ни за один вариант ответа, ни за другой. И то и другое, на мой взгляд, первично и взаимопереплетено. Есть у меня догадки, что мир неизмеримо сложнее и, в то же время проще, чем все попытки его описать...

А практически работать и продвигаться к расслаблению можно с самых разных сторон: иногда полезно начать с физического тела, иногда с эмоций или мышления, иногда с системы ценностей или событий, а может быть, в каких-то случаях сразу поставить ребром вопрос о смысле, как это сделал Игорь Чебанов «...если каждый день и час будет для тебя жизненной трагедией, и ты все время будешь ставить себе вопрос ребром: - Где ты? С чем ты? Ради чего ты? Если каждый момент бытия твоего будут эти вопросы ребром стоять, то вот тогда...»*. За какую бы ниточку не потянуть, мы постепенно упремся в ядро и придем к сути. А выбор, откуда начать – он индивидуален и зависит от множества факторов. От этого выбора зависит многое, ведь разнообразных техник – тысячи, главное осознать – Что? Зачем? и Как?


* В.Лебедько «Хроники Российкой Саньясы» том 1 стр. 278 М. – С.Пб. 2000.

То, о чем мы сейчас с вами беседовали – это очень поверхностный, вводный пласт информации о релаксации. Углубляться в детали этого явления и способа жизни, изучать механизмы, методологию, техники можно очень и очень долго. Тема – неисчерпаема. Года три - четыре назад, мы с моими друзьями, тоже учениками Школы, Андреем Скатаровым и Колей Меркиным достаточно серьезно углубились в исследования и разработки по этой теме с целью создания методологии, системы техник, прикладных семинаров. Мы даже хотели написать книгу, но когда набросали тезисы – отказались от этой затеи, вернее, отложили до той поры, пока не появится большой творческий коллектив, которому было бы по силам с этой задачей справиться. Слишком много материала и, даже для того, чтобы просто перечислить направления работы, механизмы, техники, без подробных описаний и детализации, нужна длительная работа хотя бы нескольких человек. Может быть, кто-то из вас когда-либо заинтересуется этим проектом...

Итак: мы с вами отвечали сейчас на вопрос «Что?» «Что такое релаксация?»

Теперь обратимся к следующему вопросу – «Зачем?» На этот вопрос я хочу ответить очень кратко, - отрывком из стихотворения средневекового суфийского поэта Аль Фарида:

«...Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,

Чтоб Вечное расслышать и взглянуть

В саму неисчезающую Суть,

Священную основу всех сердец,

Где я – творение и я – Творец...»

Для меня лично эти строки являются исчерпывающим ответом на вопрос: зачем заниматься релаксацией, зачем посвящать свое внимание этой теме. Затем, чтобы прийти к Единому, к тому, что стоит за всеми появлениями этого мира, этой жизни. Ответить на единственный вопрос: «Кто я?». Это вопрос не интеллектуальный, он предназначен не для прокручивания различных вариантов ответа, а для осознания и переживания...

Хотя, есть множество полезных прикладных аспектов, связанных с релаксацией и, в принципе, отвечая на вопрос «Что?», я их перечислил. Если резюмировать эти прикладные аспекты того, зачем стоит заниматься релаксацией, то можно сказать, что затем, чтобы жить здоровой, красивой, насыщенной, гармоничной жизнью. И уже этого немало.

Большая часть того, что мы делаем на первых этапах практики, это стараемся расслабиться через использование различных методов и позиций внимания, чтобы уже от более-менее глубокой степени релаксации, от этой отправной точки начать движение к серьезной практике созерцания и поискам ответа на вопрос «Кто я?». А первые этапы практики могут занять месяцы и годы регулярных усилий и творчества.

Ну, и наконец. Вопрос «Как»? Опять же существует огромное количество вариантов того, как это делать. Их можно объединить в три основных аспекта практики, которыми мы все время занимаемся. Первое, - это движение, дыхание и внимание, как специальная практика. Второе – ситуации, в которых ты ставишь себя перед фактом обнажения каких-то новых своих напряжений и прорабатываешь их. Когда ты, казалось бы, уже полностью расслаблен и алертен, но создается какая-то ситуация, которая показывает тебе твои скрытые напряжения. Кстати, сама специальная практика также обнажает постепенно все новые напряжения. Здесь метафорой может послужить айсберг: твоему вниманию доступна лишь его верхушка – те напряжения, которые доступны сознанию. Научившись с ними работать, то есть, расслабившись в этом диапазоне, ты сталкиваешься с тем, что всплывает новая часть айсберга – уже более крупная. Но, ты уже готов работать и с ней, так как натренировался при работе с верхушкой. И так далее – чем дальше, тем все более глубокие и мощные напряжения всплывают. На первый взгляд кажется – ну что тут такого, - расслабил очевидные напряжения и все – живи и радуйся. Но, это не надолго. Чем дальше, тем сложнее, но у тебя уже есть силы, так как ты самостоятельно справился с тем, что было вначале...  И третий аспект – образ жизни. Такой образ жизни, в котором учтено как можно большее количество факторов, ведущих именно в эту сторону. Это уже не стихийный, не привычный образ жизни, а специальный, тщательно выверенный и подобранный по индивидуальным особенностям и текущим задачам. Ты создаешь для себя строго организованные условия, своеобразный монастырь, с тем только отличием от монастыря, что порядки и условия, регламент, дисциплинарные моменты и режим постоянно варьируется под текущие задачи. Это делается, когда человек уже владеет методологией и может интуитивно подбирать для себя требуемое сочетание факторов внешней жизни... Такие вот три аспекта...

Еще хочется затронуть одну тему, которая относится и к вопросу «Что?» и к вопросу «Зачем?». Это – релаксация, как бесконфликтность. Когда в тебе нет напряжений, то напряжений нет и вокруг тебя. Вы можете спросить: «Как же так? Вдруг найдется какая-то сволочь, которая на меня расслабленного возьмет и «наедет»? – Да не наедет, если ты действительно расслаблен. Если ты встречаешься с камнем, то ты становишься водой и обтекаешь этот камень... То есть, предельная гибкость поведения и состояний. Когда ты вписан в мир и составляешь с ним единое целое, то исчезает конфликт. Целое само с собой не конфликтует... Это тоже связано с релаксацией.

Вопрос: Как радикально изменить свой образ жизни?

Влад: Не нужно, наверное, стараться изменить все сразу, радикально. Начни с малого, а затем постепенно прибавляй что-нибудь еще. Например, измени время сна: пораньше ложись и пораньше вставай. Пусть не намного, но месяц-другой регулярно. Или выясни, что в твоем обычном питании вызывает тяжесть и перегрузку и исключи это из рациона. Выбери другие – непривычные маршруты прогулок, уменьши число бесполезных телефонных разговоров, реши – способствует ли релаксации избыточный просмотр телевизионных программ... А потом, поэкспериментировав с этими простыми вещами, обратись уже за индивидуальной консультацией к методисту, который подскажет, что можно изменить исходя из твоих особенностей и текущих задач.

Вопрос: Какова цель Школы?

Влад: Вопрос немного не по теме, но я постараюсь ответить на него. Неточно, на мой взгляд, будет говорить о цели Школы. Есть некий смысл существования Школы. А цели могут быть у отдельных людей. Если уж прозвучало слово Школа, сразу хочется развеять один стереотип: Школа – это не организация. Вот учебную группу можно назвать некой организацией, а Школу – нет. Школа это система многогранных взаимоотношений между Учителем и Учениками. Неправильным будет выражение, типа «Я занимаюсь в Школе». В тот момент, когда ты участвуешь в смысловом поиске, предложенном тебе Учителем или пришедшим, как абсолютно авторитетная внутренняя информация, ты, условно выражаясь, находишься в Школе. Это моет быть одна минута в течение дня или месяца, а может быть почти круглосуточно. В тот момент, когда твое сознание пребывает в бытовой (опять же, некое условное разграничение) информации, - ты никакого отношения к Школе в это время не имеешь. Говорить о цели Школы некорректно. Можно говорить о цели конкретного человека, ищущего свой смысл, ищущего себя.

Вопрос: Как избавиться от внутреннего диалога.

Влад: Общая стратегия такова: от внутреннего диалога не нужно избавляться, но его можно игнорировать и с ним разотождествляться. Так, чтобы со временем ты осознал, что это не ты. Мысли могут быть. Мысли случаются и у святых людей. Но они сами - это не их мысли. Возможна такая степень разотождествления, что мысли появляются, но появляются на неком чистом экране, - а ты как раз и являешься чистым экраном, а не этими мыслями. Когда же ты захвачен внутренним диалогом – все происходит наоборот. Когда ты разотождествлен с мышлением, ты можешь убрать от него внимание и направить в другое место, точно так же, как ты можешь убрать внимание с руки или ноги и направить на спину или куда-то еще. Это вопрос управления вниманием. То, чем мы, собственно, и занимаемся практически.

Вопрос: Как это происходит и куда убирать внимание от внутреннего диалога.

Влад: Когда ты сможешь с ним разотождествиться, такого вопроса - куда направить внимание не возникнет. А так можно сказать, что есть другие пространства восприятия, куда можно направить внимание, если есть необходимость увести его от механического, по своей природе, процесса мышления.  Я эти пространства уже упоминал, - это и чувства и ощущения, и ценности... И, прежде всего, для человека ищущего, есть единственный ориентир, куда он все время старается направить внимание, - это «чистый экран» – то самое неописуемое Я, которое не имеет никаких характеристик, кроме чистого бытия... А как это происходит... Вообще, любая практика, которая вам предлагается, дает шанс осознать и пережить, как это происходит. В частности – подгруппы. Перераспределяя в подгрупповой работе внимание от локализации на иные области, ты выравниваешь свое восприятие, затихаешь, и тогда открывается возможность пережить неописуемое – чистый экран. Внутренний диалог, с которым ты отождествлялся, оказывается либо где-то далеко на периферии, либо уходит из внимания вообще, особенно, если участие твое в подгруппе было не формальным, а качественным. У многих из вас уже есть такой опыт, пусть небольшой, длящийся лишь доли секунды... Ориентир предлагается в каждой практике...

Давайте на этом завершим беседу. Прогуляйтесь несколько минут, а потом мы вместе совершим еще одно действие...

[ к началу страницы ]
Содержание ] [ 1 << ] [ 2 ]>> 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 03 сентября 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин