Российская
Саньяса

Вечер 3. Внимание

Начало

Содержание ] [ 1 ] [ 2 << ] [ 3 ]>> 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Вечер третий: «Внимание».

Влад: Сегодня мы с вами обратимся к такой глобальной теме, как «внимание». Первоначально я бы хотел обратиться к вам с вопросом, как вы себе представляете, что такое внимание, зачем оно нам и как его использовать. Пробуйте отвечать, обращаясь к тому опыту переживаний, который у вас есть.

Реплика: Внимание – это самое главное качество сознания. То, что определяет всю нашу жизнь.

Реплика: Внимание – это то, что направляет действия.

Реплика: Внимание – это та область восприятия, которая в данный момент осознается.

Влад: Как вы считаете, почему мы так много со вниманием работаем? Почему на каждое действие и на каждую специальную практику мы задаем вам различные позиции внимания?

Реплика: Это способствует качественному проживанию момента, качественному, осознанному выполнению действий...

Реплика: Таким образом, можно осознать какие-то привычки, автоматизмы...

Реплика: Вообще это способ осознанно жить...

Влад: Осознанно жить... Да, действительно. Можно сказать, что наша жизнь представляет из себя поток внимания. Но, поток этот, как правило, не непрерывный, а скачкообразный. Поверхностный, хаотический, точечный... Отдельные хаотически организованные сигналы в восприятии и тела, и ощущений, и эмоций, и всего остального... То укусил комар, то в желудке заурчало, то слушаю собеседника, то унесся в свои воспоминания, перемешавшиеся с планами на будущее, то снова слушаю, то зачесалось где-то... То есть, жизнь идет как бы скачками. Тем не менее, внимание у всех нас есть, хотя, чаще всего и поверхностное, неустойчивое и трудно поддающееся длительному контролю и концентрации. Создается некая рябь впечатлений о себе и о мире. Жизнь при таком качестве внимания проживается поверхностно, отрывочно и, если говорить по большому счету, - неполноценно.

Одна из задач практики – упорядочить этот процесс и, соответственно, сделать проживание жизни полноценным, глубоким, ярким и непрерывным. Характерная особенность современного человека, это то, что он  не живет, а «как бы» живет. Его внимание как бы куда-то направлено. Это относится даже к тем, кто уже некоторое время посвящает свою жизнь практике. Когда он выбирает ту или иную позицию внимания, или когда какая-то позиция задается, он как бы ее удерживает. Например, задается удерживать внимание на позвоночнике и практикующий выделяет в себе некое очень расплывчатое пятно или, скорее, набор пятен – где-нибудь в районе шеи, между лопаток и в области поясницы, а дальше периодически (секунд десять в минуту) об этом вспоминает. А из этих десяти секунд воспоминания само внимание четко держится на весьма расплывчатых областях, вроде бы похожих на позвоночник, всего секунды две – три. На этом наш практикующий успокаивается – задачу он как бы выполнил... Человек же, который специально и не задумывается обо всех этих вещах, осознанным бывает очень и очень редко. Соответственно, вся его жизнь «как бы» и проходит. Нет соединенности, связи между моментами и глубины восприятия.

В одно и то же время вы находитесь в разных местах. Вы сидите здесь и, в то же время, вы находитесь дома или на работе, решаете какие-то вопросы, мечтаете об ужине. Вы собираете чернику и, в то же время находитесь в столовой, поедая эту чернику, а когда в действительности окажетесь в столовой, то вместо того, чтобы насладиться вкусом этой самой черники, вы через секунду – другую окажетесь еще в каких-то мечтаниях или воспоминаниях... Вот это именно и есть как бы жизнь.

Давайте посмотрим, как мы работаем со вниманием в специальной практике. Здесь может происходить та же самая картина. Злокозненный Диавол силен и посылает практикующему отвлечения и искушения тем сильнее, чем решительнее тот пытается сосредоточиться. Часто во время групповой работы практикующий занимает такую позицию: мол, есть ведущий, он задает что делать, а я, как ученик где-то следую тому, что задается, но могу себе позволить и послабление, положившись на активность ведущего, а не свою собственную. Такая позиция уместна для аэробики или физкультуры, но никак не для практики. При таком положении дел практика дальше физзарядки или оздоровительной процедуры не пойдет. Если вы не будете активным делателем. Ведь, по сути, то, что мы предлагаем: и групповые формы, и подгруппы, и индивидуальная практика – является не чем иным, как молитвенным деланием. То есть – попыткой обратиться к самой своей глубокой сущности. Делать это автоматически не получится, - на то оно и Обращение, на то она и молитва. Это предельная степень осознанности, предельная внимательность. Это единственное действие человека, которое не может быть по определению автоматичным.

Представьте себе такую картину: идет богослужение в Храме. Стоит священник у алтаря, читает молитву, творит процесс Обращения. А народ, собравшийся в Храме, - кто смотрит по сторонам, кто зевает, кто думает о чем-то, кто автоматически долбит текст молитвы... Нет, - из этого ничего не получается! В этом случае, как и в нашем - только совместное действие, совместное усилие, совместное внимание, направленное на процесс, приводит к какому-то результату. Или активность твоего собственного внимания, если это индивидуальная практика. В противном случае будет то же самое «как бы». Обращенность «как бы», молитва «как бы», - соответственно и ответная информация будет «как бы». Какова степень Обращенности, таков и ответ. Я вас прошу эти вещи учитывать в практике и, насколько возможно, вспоминать, когда вы соучаствуете в подгрупповой практике, в групповой работе, занимаетесь индивидуально... Задавайтесь вопросом – насколько вы включены в процесс. Пусть это будет хотя бы десять процентов – это уже очень немало... Это уже десять процентов неавтоматической жизни, а жизни реальной, человеческой...

Вопрос: Как этого добиться?

Влад: Здесь нет иного пути, как только постоянное усилие, вспоминание, попытка за попыткой... Только так. За тебя это никто не сможет сделать. Если все время забывается – делай усилие на то, чтобы вспомнить. Сегодня вспомнить чуть чаще, чем вчера, завтра – еще чаще, чем сегодня. Здесь работает принцип постепенности и накопления при постоянстве усилий. Если твои усилия непрерывны и направлены, они, в конце концов, воплотятся в постоянство. Так формируются потребности. Так формируется устойчивость внимания. Так формируется сама потребность в устойчивом внимании, то есть уже некое намерение...

Давайте выделим некоторые параметры, характеризующие внимание. Я перечислю не все из них, а те, которые в нашей работе сейчас достаточно актуальны. Итак, параметры эти такие:

-- Глубина проникновения внимания в объект, будь то объект внешний или внутренний. Это может быть травинка, на которой вы сосредотачиваетесь, позвоночник, контур тела, звук...

-- Устойчивость внимания, то есть то, насколько долго внимание держится на выбранном объекте.

-- лительность последействия от реального стимула. Есть реальный стимул: например, вы покрутили кистью, чтобы ощутить лучезапястный сустав. После этого ощущение в суставе еще некоторое время будет сохраняться, если вы поддерживаете его своим вниманием.

-- Диапазон: внешний или внутренний, а так же известные нам сенсорные системы – зрение, слух, ощущения, чувства...

-- Конфигурация внимания. Внимание может быть точечным – локальным, - например, большой палец руки. Более сложная конфигурация – луч, то есть увязывание вниманием двух или более точек. Это могут быть точки в пространстве и во времени, осознание какого-либо процесса... Или, например, вы проделали комплекс поз, цикличный бег, или что-то еще и переживаете, как последействие этих практик, некий направленный энергопоток в виде потока ощущений, процесса изменения тонуса, смены эмоционального фона... Следующая, еще более сложная конфигурация внимания – объемная. Когда внимание выделяет и удерживает уже какой-то комплекс переживаний – объем. Внимание охватывает уже целый слой, целый срез мира (внутреннего или внешнего, хотя разделение это условно). И, наконец, предельный масштаб – сферическое внимание. Об этом говорить и невозможно и преждевременно. Можно только намекнуть, что при этом объем человеческого осознания становится равен всему миру...

Теперь перейдем к такому вопросу, как углубление внимания в объект. Например, вы сосредотачиваетесь на какой-то объект. Пусть это будет объект внешнего мира. Цветовой экран или природный объект: травинка, дерево, звук... Или же это объект внутреннего мира: объем, позвоночник, контур тела...

По мере углубления внимания в объект происходят следующие вещи. Сначала внимание поверхностно – вы как будто чуть прикасаетесь к объекту. Прикоснулись – отпустили... Затем, если вы настойчивы и ваше намерение непреклонно, наступает следующая стадия. Вы уже начинаете извлекать из объекта некую информацию. На фоне общего проявляются детали. Потом становится очевидна внутренняя структура объекта, его связь с другими объектами. Появляется глубина внимания. Если вы идете глубже, информация становится полнее и вам становится очевидны внутренние свойства объекта. Одним известным развлечением российских медитаторов было определение числа спичек в закрытом спичечном коробке. Происходило вживание в объект...

К этому же классу ситуаций относится настройка на состояние другого человека. В принципе, это не так уж и сложно и когда вы достаточно расслаблены, необходим лишь точность настройки. Без такой сонастройки невозможно дать адекватную индивидуальную консультацию, провести подгруппу, групповую практику: от того, насколько точно вы почувствуете особенности состояния данного человека, группы, зависит и выбор гармонизирующей практики и позиции внимания, и дозировка упражнений, и различные детали...

Еще одна степень концентрации – отождествление с объектом. Когда пропадает граница, и вы становитесь с объектом одним целым. Если это некий внутренний объект – позвоночник, контур тела, объем тела, - вы погружаетесь в огромный мир этого объекта, который раскрывается перед вами во всех своих неизмеримых аспектах, и вы становитесь всем этим...

Мы говорим о внимании, но развивать внимание само по себе очень сложно. Для начала необходимы реальные стимулы. Зачем? Вот, к примеру, существуют древние тексты, где говориться о помещении внимания в какой-то сложный объект. Я знаю многих «медитаторов» и групп, которые, начитавшись таких книг, начинают пробовать делать непосильные на самом деле вещи, хотя в своем воображении, в играх ума они преуспевают. Мне часто доводилось бывать в группах, где такие горе-медитаторы сидят с кривыми спинами, зевают и почесываются, а ведущий упоенно наговаривает: «Ваше внимание погружается в чакру! В чакре зажигается мандала! Кундалини поднимается вверх! Проходим через огненные миры! Сжигаем карму! Входим в мир тоналя и нагваля!» и тому подобную галиматью. Появилось целое поколение людей, играющих в такие забавные «эзотерические» игры ума. Увы, дальше воображения дело не идет, да и воображают-то сами не ведают что... В чем тут дело? А в том, что то, что было доступно, например, древнему йогу, не так просто осуществить человеку современному, тем более неподготовленному. Факторов, которые мешают - много и, прежде всего, это резкое повышение ритма жизни и, соответственно, внутреннего ритма у современного человека. А это приводит к тому, что «взять» что-то вниманием просто так, без специальной подготовки, даже что-то очень простое, практически невозможно. Вот здесь и появляется необходимость реальных стимулов. Зачем мы выполняем различные упражнения, позы, движения? Затем, чтобы привлечь внимание к определенным структурам организма, путем их реальной стимуляции. Нажал на некую область тела, погладил, простучал, промассировал – и вот она проявилась во внимании хотя бы на несколько секунд. Дальше вниманием уже можно поддерживать последействие этого упражнения. Дальше – все более расслабляясь, уменьшая внутренний ритм, затихая и проделывая одни и те же действия десятки, сотни раз, мы сможем помещать внимание в нужные нам диапазоны уже и без реальных стимулов. Сделать это сразу, без подготовки, - вряд ли получится: очень легко соскочить с реального объекта в воображение и думание. Так что, прежде чем путешествовать в огненные и иные миры, давайте начнем с очень простых и реальных объектов: потерли ладонь и согрели ее, - есть там внимание в тепловом диапазоне? – Есть. Вот так постепенно шаг за шагом доберемся и до очень серьезных вещей. И риск сорваться в галлюцинацию значительно меньше, хотя и остается... Но, для того, чтобы постепенно переходить от реальных стимулов к непосредственной работе с внутренними объектами, нужна регулярность. День- другой пропустил, и месяцы усилий пошли коту под хвост.

  Когда мы говорили о степени углубления внимания в объект, я не упомянул одну интересную деталь. Это касается того, как сам процесс углубления переживается субъективно. Существует такое состояние, когда вы не просто прикасаетесь вниманием к объекту, а «внимание стоит». Мне не удается подобрать другого лучшего определения – оно именно стоит, неподвижно, прочно, устойчиво. И ты даже не прилагаешь на этой стадии усилий. Внимание стало и стоит. Никуда от него не денешься. Вот это уже не ситуация «как бы», а настоящее, качественное внимание. Оно непрерывно. Там совсем другой, чем обычно, внутренний ритм и есть непрерывность – четкая связь от момента к моменту. Можно еще образно выразиться так, что ты «оседлал» момент и не отпускаешь его. Момент становится длящимся.

Можно еще рассмотреть такую тему, как использование внимания в специальной практике и использование внимания в функциях. Как я уже говорил, вся специальная практика была бы просто физкультурой, если бы не позиции внимания. Когда человек хотя бы минимально овладевает некоторыми простыми позициями внимания в специальной практике, ему предлагается эти простые позиции внимания переносить на функции своей жизни. Сегодня, например, когда у вас был перерыв, мы предложили вам позицию зрительной деконцентрации, с которой мы работали сидя на ковриках, то есть в специальной практике, удерживать в функции собирания черники. В столовой вам предложили за обедом удерживать внимание все время на вкусе еды. Действие достаточно непривычное, потому что обычно человек ест автоматически и держит внимание на вкусе, в лучшем случае, две – три секунды. Потом внимание переходит на что-то иное. Жизнь переносится в иной момент, в иное место.

Чем сложнее функция, тем сложнее удерживать в ней какую-то позицию внимания. Поэтому, сначала внимание вы учитесь удерживать в специальной практике, когда созданы необходимые условия – тишина, неподвижность, предварительное расслабление и так далее. Потом простые позиции внимания переносятся в простые функции – такие, как ходьба, например. Медленная ходьба, более быстрая ходьба, еда, подъем по лестнице, простые бытовые функции, типа мытья посуды, одевания и так далее. Потом в более сложные функции. Затем, уже в более сложных функциях человек учится удерживать более сложные позиции внимания. В идеале мы имеем ситуацию, когда в любой функции мы выбираем необходимую позицию внимания. Необходимую для того, чтобы наиболее полно находиться в моменте, то есть Жить. Жизнь становится непрерывной. Практика переносится в повседневную жизнь или можно сказать, что вся жизнь становится практикой.

Теперь следующая тема: внимание, как инструмент. Во-первых, инструмент для выхода за границы личности. Потому, что, когда вы помещаете внимание в любой новый для себя диапазон, вы расширяете границы своего восприятия. И это не обязательно «космические путешествия». Это могут быть такие простые вещи, как, например, тепловой диапазон, который вы ранее не осознавали. Или работа с цветом, с тем цветом, который мало присутствует в вашем сознании. У каждого из нас есть целый диапазон дефицитных цветов, так же, как есть и некий доминирующий цвет. Помещение внимания в дефицитный цветовой диапазон – это выход за пределы личности. Такая простая работа с цветом может привести к выходу за свои пределы и во многих других диапазонах – в мышлении, эмоциях, поступках... Ведь все внутри взаимосвязано.

В принципе, все, что делается в практике, выводит вас за привычные пределы личности, за пределы автоматического восприятия и действий.

И, наконец, внимание, как инструмент для молитвенной Обращенности. Обращенности к невербальному вопросу «Кто Я?». Обращение внимания к самому источнику внимания...

Само искусство Жизни предельно банально. Не нужно никаких мистификаций. Когда твое внимание устойчиво и непрерывно, то происходят очень простые вещи: когда ты ходишь, - ты действительно ходишь, когда ты ешь, - ты действительно ешь, когда ты общаешься, - ты именно общаешься... Ты не живешь много жизней сразу и все по чуть-чуть, а ты живешь одну жизнь, и по настоящему...

Выход на серьезную работу со вниманием (когда начинается глубокое проникновение внимания в объект, отождествление и непрерывность) становится возможным только при определенных условиях. Важнейшее из этих условий – релаксация, то, о чем мы говорили вчера. Снижение фона постоянного «тарахтения» возбужденной нервной системы. Пока нервная система перевозбуждена, пока внутренний ритм повышен, ни о какой работе со вниманием не может быть и речи. Оно будет естественно отвлекаться на самые разные вещи: конфликты, нерешенные проблемы, желания, мечтания, внутренние споры, болезненные ощущения... То есть релаксация, приведение себя в состояние внутренней тишины, покоя, - это платформа для того, чтобы начинать серьезную практику...

Вопрос: Если я удерживаю какую-то позицию внимания, то внешний мир будет неизбежно выбивать меня из нее. Например, телефонный звонок.

Влад: Не обязательно. Пока вы учитесь работать с простыми позициями внимания в специальной практике – конечно телефонный звонок, да и вообще, любые резкие шумы будут вас отвлекать. Поэтому, кстати, позаботьтесь, чтобы для специальной практики у вас было место и время, и чтобы ничто не смогло вас отвлечь – телефон на время занятий лучше отключать. А вот потом – если вы научаетесь удерживать во внимании весь масштаб вашей жизни, - что может вас отвлечь? Все что происходит, - происходит в осознаваемом вами масштабе. От чего отвлекаться? Телефонный звонок будет для вас столь же органичной частью жизни, как и все остальное. Жизнь, - это ведь не только объем физического тела. В полноценной Жизни все уже есть. Внимание стоит во всем, вы находитесь в моменте... Так же и укусы комаров. Сейчас они отвлекают вас от созерцания. Но, по сути, они не являются отвлечением. Их не надо героически терпеть, если вы осознаете, как вы отгоняете комара и не теряете глубины созерцания. Внимание продолжает стоять. Человек, живущий в моменте, может сколь угодно быстро двигаться, даже суетиться, делать какие-то странные вещи, - он все равно в моменте. А вот для того, чтобы к этому прийти, нужно пройти целый ряд тренировок с длительным неподвижным сидением и прочими упражнениями. В это время весьма желательно, чтобы комары не кусали...

Вопрос: Если я научусь жить в моменте и стану ходить во время ходьбы, есть во время еды и так далее, - когда же мне решать насущные задачи. Ведь, даже, если я просто сижу – я буду осознавать, что сижу и все. Другие действия уже будут отвлечениями. Как же быть?

Влад: А почему ты не сможешь решать какие-то насущные задачи? Ты можешь сидеть, ходить и решать их, осознавая все вместе и смещая фокус внимания к решению задач тогда, когда это нужно. Тут нет противоречий. Когда тебе нужно решать задачи – решай задачи. Я повторюсь – контуром физического тела наша жизнь не исчерпывается... Внимание может быть сколь угодно объемным, можно удерживать одномоментно несколько функций.

Вопрос: Почему, когда мы занимаемся в группе, держать внимание легче, чем когда я занимаюсь самостоятельно.

Влад: За счет эффекта резонанса. Много людей одновременно делают одну и ту же вещь, удерживают одну и ту же позицию внимания. Это уже совместная реальность. То есть, реальность, одинаковая для нескольких людей. В совместной реальности удерживать внимание легче, чем в одиночку, когда ты один создаешь свою внутреннюю реальность...

Вопрос: У меня другой эффект. Мне легче заниматься дома, чем здесь. Внимание устойчивее там. Может быть, что-то на это влияет?

Влад: Влиять может все. Может быть, в процессе наших бесед мы затронем такую тему, как многофакторность. Существует огромное количество факторов и их сочетаний, которые как-то нас обуславливают. И если каких-то факторов, которые способствовали усилению концентрации внимания у тебя дома, здесь нет, а ты к ним уже привыкла, то, конечно, могут быть сложности. Это могло быть и определенное положение коврика, и привычный запах, атмосфера, условия, другой режим питания и состав пищи, и еще много всего.

Вопрос: Я бы даже сказала, что внимание не хуже, а как-то по-другому...

Влад: Да, это так. Когда чувствительность развивается, ты начинаешь замечать отличия при малейшем изменении условий. Это тоже – внимательность.

Давайте теперь перейдем собственно к практике...

[ к началу страницы ]
Содержание ] [ 1 ] [ 2 << ] [ 3 ]>> 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 03 сентября 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин