Российская
Саньяса

Подгрупповой принцип... 1.

Начало

АКТУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И МИРА:
ПОДГРУППОВОЙ ПРИНЦИП



1. Учебный процесс

...Ты -- время по своей текучей сути
И будешь им в любой его минуте...

(Х.Л.Борхес)

Сейчас все чаще можно услышать о том, что новое время требует от современного человека все больших скоростей и ритмов, знаний и навыков. Нужно, дескать, как можно больше успеть, быстрее научиться и т.п. Такие настроения появляются не только в мире индустрии и бизнеса, но и в медицине, психологии, педагогике, а зачастую и среди людей, ориентированных на самопознание.

Для авторов этой книги время все-таки не является некой сущностью, которая ставит какие -- бы то ни было условия и чего-то требует. Для нас время -- это длящееся бытие, проявленное восприятием, как непрерывный процесс.

И статья эта -- о процессе. О процессе постижения себя и мира, в котором присутствует возможность однажды осознать то, что ты как раз самим этим процессом и являешься.

Ту грань жизни, которая позволяет эту возможность проявить и актуализировать, мы будем далее называть обучением или учебным процессом. Подобное определение может показаться слишком абстрактным, ведь в общественном сознании прочно укоренилось представление об обучении, как о совершенно конкретном накоплении знаний и навыков, которые можно использовать для достижения тех или иных целей. Однако переход от этого представления к данному нами определению очень прост -- достаточно несколько раз задать вопрос "Зачем?":

-- Зачем тебе учиться математике?

-- Чтобы решать сложные задачи.

-- Зачем?

-- Чтобы написать диссертацию, получить высокий статус, больше денег и возможностей.

-- Зачем ?...

И тут возможно, скорее всего, два варианта: либо после очередного вопроса "Зачем?" человек окажется "припертым к стене", недоуменно пожмет плечами и пустится во второй раз по тому же замкнутому кругу объяснений, либо подойдет к невыразимому словесно переживанию самодостаточности своих действий, наполненных совершенно очевидным для него смыслом, независимо от того, направлены эти действия на достижение некой цели или нет. В приведенном выше примере, на вопрос "Зачем тебе учиться математике?" человек, для которого занятия этой наукой наполнены смыслом, может ответить примерно так: -- "Да живу я этим!!!", и прозвучит это так, что и для отвечающего и для спрашивающего будет очевидно, что дальнейшие вопросы "Зачем?" не нужны. Спросите, например, горнолыжника, -- зачем он с таким азартом вновь и вновь спускается по крутому склону?

С горнолыжником, пожалуй, понятно, но как же все это применить ко всей жизни в целом? Многие люди бояться даже помыслить, что можно жить не ориентируясь на результат: -- "Как же так? А откуда тогда возьмутся энтузиазм и вдохновение? Да человек, у которого нет цели -- он ведь и делать то ничего не будет -- завалится на диванчик и будет в потолок поплевывать, а то и вовсе превратится в какого -- нибудь "бомжа" !...

Но что является результатом всей жизни человека? Чем ее измерить? Числом написанных книг, выращенных детей и посаженных деревьев? Должностью замминистра, количеством добрых или не совсем добрых дел, счетом в банке? Пожалуй, нет, -- нельзя измерить жизнь ничем, кроме самой жизни, каждого ее мгновения. И все мгновения равнозначимы. Вот когда удается человеку это осознать (не умом понять, а жить так начать), тогда жизнь и переживается, как процесс, где каждая минута наполнена до краев. И конкретные свершения в такой жизни происходят и дела до конца доводятся, и книги пишутся, и дети вырастают, даже счет в банке может быть весьма неплохим. Важно то, что человек, ориентированный на процесс жизни, не привязан к плодам своих действий, не зависит от них. Для него главным может быть переживание жизни во всей ее полноте и возможность действовать -- совершать поступки.

А по большому счету между процессом и результатом, между смыслом и целью нет особых противоречий: если есть смысл, то найдутся и цели, через которые этот смысл можно раскрывать.

Понятно, что у каждого читателя, особенно у профессионала (психолога, педагога и др.), принадлежащего к той или иной мировоззренческой школе, уже сформировалась своя позиция относительно того, на что ориентироваться -- на цель или на процесс. В настоящей статье мы бы не хотели вступать в длительную дискуссию по этому вопросу, для нас важно было заявить свою позицию. Тем, кто заинтересован в подробном разборе данной темы, можно порекомендовать работы [И.Калинаускас "Жить надо !" 1995] и [К.Роджерс "Взгляд на Психотерапию. Становление человека" 1995].

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Довольно просто объявить -- "Я буду теперь ориентироваться на процесс!" и предельно сложно жить так. Для того чтобы на самом деле жить Здесь и Сейчас, нужно быть Целостным. О том, что это такое, речь пойдет в следующем параграфе, а заканчивая этот, мы вернемся еще раз к определению учебного процесса. Итак: Обучение -- это то, что дает человеку возможность стать самим собой, проживать каждый момент своей жизни целостно, Здесь и Сейчас. Иными словами -- сущность учебного процесса -- актуализация Целостности Человека и Мира.

Любое другое обучение -- зачем?...


 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 24 февраля 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин