| АКТУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ
      ПРОЦЕССЕПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
 ЧЕЛОВЕКА И МИРА:
 ПОДГРУППОВОЙ ПРИНЦИП
 
 
 1. Учебный процесс
        
          
            | ...Ты -- время по своей текучей
      сути(Х.Л.Борхес)И будешь им в любой его минуте...
 |  Сейчас все чаще можно
      услышать о том, что новое время требует
      от современного человека все больших
      скоростей и ритмов, знаний и навыков.
      Нужно, дескать, как можно больше успеть,
      быстрее научиться и т.п. Такие
      настроения появляются не только в мире
      индустрии и бизнеса, но и в медицине,
      психологии, педагогике, а зачастую и
      среди людей, ориентированных на
      самопознание. Для авторов этой
      книги время все-таки не является некой
      сущностью, которая ставит какие -- бы то
      ни было условия и чего-то требует. Для
      нас время -- это длящееся бытие,
      проявленное восприятием, как
      непрерывный процесс. И статья эта -- о
      процессе. О процессе постижения себя и
      мира, в котором присутствует
      возможность однажды осознать то, что ты
      как раз самим этим процессом и являешься. Ту грань жизни,
      которая позволяет эту возможность
      проявить и актуализировать, мы будем
      далее называть обучением или учебным
      процессом. Подобное определение может
      показаться слишком абстрактным, ведь в
      общественном сознании прочно
      укоренилось представление об обучении,
      как о совершенно конкретном накоплении
      знаний и навыков, которые можно
      использовать для достижения тех или
      иных целей. Однако переход от этого
      представления к данному нами
      определению очень прост -- достаточно
      несколько раз задать вопрос "Зачем?": -- Зачем тебе учиться
      математике? -- Чтобы решать сложные
      задачи. -- Зачем? -- Чтобы написать
      диссертацию, получить высокий статус,
      больше денег и возможностей. -- Зачем ?... И тут возможно, скорее
      всего, два варианта: либо после
      очередного вопроса "Зачем?" человек
      окажется "припертым к стене",
      недоуменно пожмет плечами и пустится во
      второй раз по тому же замкнутому кругу
      объяснений, либо подойдет к
      невыразимому словесно переживанию
      самодостаточности своих действий,
      наполненных совершенно очевидным для
      него смыслом, независимо от того,
      направлены эти действия на достижение
      некой цели или нет. В приведенном выше
      примере, на вопрос "Зачем тебе учиться
      математике?" человек, для которого
      занятия этой наукой наполнены смыслом,
      может ответить примерно так: -- "Да
      живу я этим!!!", и прозвучит это так, что и
      для отвечающего и для спрашивающего
      будет очевидно, что дальнейшие вопросы
      "Зачем?" не нужны. Спросите, например,
      горнолыжника, -- зачем он с таким азартом
      вновь и вновь спускается по крутому
      склону? С горнолыжником,
      пожалуй, понятно, но как же все это
      применить ко всей жизни в целом? Многие
      люди бояться даже помыслить, что можно
      жить не ориентируясь на результат: -- "Как
      же так? А откуда тогда возьмутся
      энтузиазм и вдохновение? Да человек, у
      которого нет цели -- он ведь и делать то
      ничего не будет -- завалится на диванчик
      и будет в потолок поплевывать, а то и
      вовсе превратится в какого -- нибудь "бомжа"
      !... Но что является
      результатом всей жизни человека? Чем ее
      измерить? Числом написанных книг,
      выращенных детей и посаженных деревьев?
      Должностью замминистра, количеством
      добрых или не совсем добрых дел, счетом в
      банке? Пожалуй, нет, -- нельзя измерить
      жизнь ничем, кроме самой жизни, каждого
      ее мгновения. И все мгновения
      равнозначимы. Вот когда удается
      человеку это осознать (не умом понять, а
      жить так начать), тогда жизнь и
      переживается, как процесс, где каждая
      минута наполнена до краев. И конкретные
      свершения в такой жизни происходят и
      дела до конца доводятся, и книги пишутся,
      и дети вырастают, даже счет в банке может
      быть весьма неплохим. Важно то, что
      человек, ориентированный на процесс
      жизни, не привязан к плодам своих
      действий, не зависит от них. Для него
      главным может быть переживание жизни во
      всей ее полноте и возможность
      действовать -- совершать поступки. А по большому счету
      между процессом и результатом, между
      смыслом и целью нет особых противоречий:
      если есть смысл, то найдутся и цели,
      через которые этот смысл можно
      раскрывать. Понятно, что у каждого
      читателя, особенно у профессионала (психолога,
      педагога и др.), принадлежащего к той или
      иной мировоззренческой школе, уже
      сформировалась своя позиция
      относительно того, на что
      ориентироваться -- на цель или на
      процесс. В настоящей статье мы бы не
      хотели вступать в длительную дискуссию
      по этому вопросу, для нас важно было
      заявить свою позицию. Тем, кто
      заинтересован в подробном разборе
      данной темы, можно порекомендовать
      работы [И.Калинаускас "Жить надо !" 1995] и
      [К.Роджерс "Взгляд на Психотерапию.
      Становление человека" 1995]. Однако скоро сказка
      сказывается, да не скоро дело делается.
      Довольно просто объявить -- "Я буду
      теперь ориентироваться на процесс!" и
      предельно сложно жить так. Для того
      чтобы на самом деле жить Здесь и Сейчас,
      нужно быть Целостным. О том, что это
      такое, речь пойдет в следующем параграфе,
      а заканчивая этот, мы вернемся еще раз к
      определению учебного процесса. Итак:
      Обучение -- это то, что дает человеку
      возможность стать самим собой,
      проживать каждый момент своей жизни
      целостно, Здесь и Сейчас. Иными словами
      -- сущность учебного процесса --
      актуализация Целостности Человека и
      Мира. Любое другое обучение
      -- зачем?... 
 |