АКТУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И МИРА:
ПОДГРУППОВОЙ ПРИНЦИП
1. Учебный процесс
...Ты -- время по своей текучей
сути
И будешь им в любой его минуте...
(Х.Л.Борхес)
|
Сейчас все чаще можно
услышать о том, что новое время требует
от современного человека все больших
скоростей и ритмов, знаний и навыков.
Нужно, дескать, как можно больше успеть,
быстрее научиться и т.п. Такие
настроения появляются не только в мире
индустрии и бизнеса, но и в медицине,
психологии, педагогике, а зачастую и
среди людей, ориентированных на
самопознание.
Для авторов этой
книги время все-таки не является некой
сущностью, которая ставит какие -- бы то
ни было условия и чего-то требует. Для
нас время -- это длящееся бытие,
проявленное восприятием, как
непрерывный процесс.
И статья эта -- о
процессе. О процессе постижения себя и
мира, в котором присутствует
возможность однажды осознать то, что ты
как раз самим этим процессом и являешься.
Ту грань жизни,
которая позволяет эту возможность
проявить и актуализировать, мы будем
далее называть обучением или учебным
процессом. Подобное определение может
показаться слишком абстрактным, ведь в
общественном сознании прочно
укоренилось представление об обучении,
как о совершенно конкретном накоплении
знаний и навыков, которые можно
использовать для достижения тех или
иных целей. Однако переход от этого
представления к данному нами
определению очень прост -- достаточно
несколько раз задать вопрос "Зачем?":
-- Зачем тебе учиться
математике?
-- Чтобы решать сложные
задачи.
-- Зачем?
-- Чтобы написать
диссертацию, получить высокий статус,
больше денег и возможностей.
-- Зачем ?...
И тут возможно, скорее
всего, два варианта: либо после
очередного вопроса "Зачем?" человек
окажется "припертым к стене",
недоуменно пожмет плечами и пустится во
второй раз по тому же замкнутому кругу
объяснений, либо подойдет к
невыразимому словесно переживанию
самодостаточности своих действий,
наполненных совершенно очевидным для
него смыслом, независимо от того,
направлены эти действия на достижение
некой цели или нет. В приведенном выше
примере, на вопрос "Зачем тебе учиться
математике?" человек, для которого
занятия этой наукой наполнены смыслом,
может ответить примерно так: -- "Да
живу я этим!!!", и прозвучит это так, что и
для отвечающего и для спрашивающего
будет очевидно, что дальнейшие вопросы
"Зачем?" не нужны. Спросите, например,
горнолыжника, -- зачем он с таким азартом
вновь и вновь спускается по крутому
склону?
С горнолыжником,
пожалуй, понятно, но как же все это
применить ко всей жизни в целом? Многие
люди бояться даже помыслить, что можно
жить не ориентируясь на результат: -- "Как
же так? А откуда тогда возьмутся
энтузиазм и вдохновение? Да человек, у
которого нет цели -- он ведь и делать то
ничего не будет -- завалится на диванчик
и будет в потолок поплевывать, а то и
вовсе превратится в какого -- нибудь "бомжа"
!...
Но что является
результатом всей жизни человека? Чем ее
измерить? Числом написанных книг,
выращенных детей и посаженных деревьев?
Должностью замминистра, количеством
добрых или не совсем добрых дел, счетом в
банке? Пожалуй, нет, -- нельзя измерить
жизнь ничем, кроме самой жизни, каждого
ее мгновения. И все мгновения
равнозначимы. Вот когда удается
человеку это осознать (не умом понять, а
жить так начать), тогда жизнь и
переживается, как процесс, где каждая
минута наполнена до краев. И конкретные
свершения в такой жизни происходят и
дела до конца доводятся, и книги пишутся,
и дети вырастают, даже счет в банке может
быть весьма неплохим. Важно то, что
человек, ориентированный на процесс
жизни, не привязан к плодам своих
действий, не зависит от них. Для него
главным может быть переживание жизни во
всей ее полноте и возможность
действовать -- совершать поступки.
А по большому счету
между процессом и результатом, между
смыслом и целью нет особых противоречий:
если есть смысл, то найдутся и цели,
через которые этот смысл можно
раскрывать.
Понятно, что у каждого
читателя, особенно у профессионала (психолога,
педагога и др.), принадлежащего к той или
иной мировоззренческой школе, уже
сформировалась своя позиция
относительно того, на что
ориентироваться -- на цель или на
процесс. В настоящей статье мы бы не
хотели вступать в длительную дискуссию
по этому вопросу, для нас важно было
заявить свою позицию. Тем, кто
заинтересован в подробном разборе
данной темы, можно порекомендовать
работы [И.Калинаускас "Жить надо !" 1995] и
[К.Роджерс "Взгляд на Психотерапию.
Становление человека" 1995].
Однако скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается.
Довольно просто объявить -- "Я буду
теперь ориентироваться на процесс!" и
предельно сложно жить так. Для того
чтобы на самом деле жить Здесь и Сейчас,
нужно быть Целостным. О том, что это
такое, речь пойдет в следующем параграфе,
а заканчивая этот, мы вернемся еще раз к
определению учебного процесса. Итак:
Обучение -- это то, что дает человеку
возможность стать самим собой,
проживать каждый момент своей жизни
целостно, Здесь и Сейчас. Иными словами
-- сущность учебного процесса --
актуализация Целостности Человека и
Мира.
Любое другое обучение
-- зачем?...
|