АКТУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И МИРА:
ПОДГРУППОВОЙ ПРИНЦИП
5. Группа, как фактор в
учебном процессе.
Кроме индивидуальных
факторов существуют факторы общие.
Существуют также законы и
закономерности, общие для всех или хотя
бы для какой-то группы людей. В разные
периоды обучения, почти для каждого
человека есть задачи, общие с задачами
других людей. Существуют ситуации в
процессе обучения, которые практически
невозможно пройти без взаимодействия с
другим человеком или коллективом.
Наконец, сама идея Целостности волнует,
по крайней мере, некоторое количество
людей. Из всего этого следует принцип
использования группы, как фактора в
учебном процессе.
Возвращаясь в п.4 к
метафоре обучения, как импровизации,
можно эту метафору развить и дополнить,
согласовав ее с принципом групповой
работы. Так, прежде, чем музыкант
овладевает способностью к импровизации,
он изучает общие для всех законы
гармонии и композиции, разучивает гаммы
и упражнения. И даже научившись
импровизировать, он может играть в
ансамбле, вплетая свой неповторимый
узор в общую импровизационную ткань
всего коллектива.
Очевидно, что выводы
этого и предыдущего параграфа не
являются открытием. В любом серьезном
обучении присутствует и групповая и
индивидуальная работа с учащимися, а
также домашние задания, как общие для
всех, так и индивидуальные. Сложности
начинаются, как только мы вспомним, что
обучение направлено на реализацию
Целостности человека. А с учетом
рассуждений п.2, показывающих, что
Целостность -- это не так уж просто,
становится понятно, что не всякое
обучение, даже учитывающее групповые и
индивидуальные формы работы, может к
Целостности приближать. Поэтому, на наш
взгляд, полезно будет обсудить
некоторые механизмы группового
обучения и задачи, которые перед ним
стоят.
Итак, среди большого
числа механизмов группового обучения мы
выделим здесь следующие:
а) Группа является
миниатюрной моделью мироздания, в
которой присутствует огромное
количество всевозможных форм
взаимодействия человека с другими
людьми и миром. Опытный учитель, ведущий
группу, постепенно, в зависимости от
групповой потребности, проявляет
различные грани этих взаимодействий,
создавая все более сложные ситуации как
для каждого члена группы, так и для всей
группы;
б) В группе появляется
возможность резонансного усиления
различных обучающих факторов;
в) Группа дает каждому
учащемуся материал для более глубокой
ДА, проявляющийся через взаимодействие
с другими людьми. Разные формы
взаимодействия могут проявить, например,
внутренний конфликт, который без этих
ситуаций никогда не был бы осознан. С
другой стороны, группа -- это также
возможность получить разностороннюю
обратную связь и тем самым
объективизировать правильность своей
ДА.
Основные задачи,
решаемые каждым групповым занятием:
а) "Показ"
переживания Целостности; его углубление
от занятия к занятию. Слово "показ"
означает, что ведущий (сам живущий
Целостно) путем различных действий и
практик предлагает возможность для
всех участников группы пережить
максимально Целостный кусочек жизни --
занятие;
б) Передача
актуальных для данного коллектива на
данном этапе информации и опыта.
Актуальность информации определяется
из осознавания ведущим общих для группы
факторов и ДА группы, как организма, а
также из знания ДА каждого участника
группы;
в) Взаимодействие
членов группы и создание учебных
ситуаций.
Групповые занятия,
также как и индивидуальное общение с
учащимися является практикой и для
самого ведущего (для коллектива ведущих),
так как группа -- один из мощных факторов,
проявляющих собственную ДА ведущих.
Каждая группа, как и
каждый человек, уникальна и неповторима,
у нее свой Путь и групповой процесс --
это всегда импровизация.
|