АКТУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И МИРА:
ПОДГРУППОВОЙ ПРИНЦИП
2. Целостность.
Шар, расширенный до
размеров точки,
Может быть всем: каплей,
ночью,
Улыбкой ребенка, лучом
света,
Просто точкой, которой
нету...
(В.
Зайцева)
|
Целостность человека
и мира -- вопрос, волновавший и волнующий
многих. Теме этой посвящено большое
количество книг, статей, бесед. К идее
Целостности обращены работы классиков
гуманистической психотерапии,
Целостности посвящены многие
эзотерические тексты, существует
множество поэтических образов и метафор,
за которыми прозревается вечный вопрос
"Кто Я?".
Обращаясь к понятию
Целостности, мы хотим опереться не на
теоретические построения и логические
выводы, а на мистический опыт, т.е. опыт
непосредственного переживания, на
попытку этот опыт передать.
Существует множество
прекрасных образов, которые в разные
времена мистики использовали для
передачи своего опыта. Вот, например,
строки из поэмы суфийского Мастера
Омара Ибн Фарида:
Да упадет
завеса с глаз моих!
Пусть будет
плоть прозрачна, голос тих,
Чтоб вечное
расслышать и взглянуть
В саму
неисчезающую суть,
Священную
основу всех сердец,
Где Я --
Творение и Я -- Творец!
Я есть Любовь.
Безгласен, слеп и глух
Без образа
творящий образ Дух.
От века сущий,
он творит любя
Глаза и уши,
чтоб познать себя.
Я слышу голос,
вижу блеск зари
И рвусь к
любимой, но она -- внутри.
И внутрь
войдя, в исток спускаюсь вновь,
Весь
превратясь в безликую любовь...
... И там,
внутри, как в зеркале немом
Я узнаю ее в
себе самом.
В той глубине,
где разделенья нет,
Весь сонм
огней слился в единый свет.
И вот, лицо
поднявши к небесам,
Увидел я, что
и они -- я сам.
И Дух постиг,
освободясь от мук.
Что никого
нет рядом и вокруг,
Нет никого "вдали"
и в "вышине"
Все дали -- я
и все живет во мне!... |
Люди, хоть как-то
прикоснувшиеся к опыту подобных
переживаний, единодушны в том, что
передать их словами и сделать
доступными для интеллектуального
осмысления принципиально невозможно,
ибо Целостность соединяет в себе
одномоментно все возможные грани
человеческого опыта во всей полноте и
неисчерпаемости, являясь при этом иным
качеством, чем просто сумма этих граней,
Наиболее емкое
определение Целостности, как
переживания Бога, восходит к Гермесу
Трисмегисту и звучит примерно так: "Бог
есть непостижимая для ума бесконечная
Сфера, центр которой находится в каждой
точке, а периферия отсутствует."
Стать Целостным
потенциально может каждый человек, но
это требует незаурядных усилий, а так же
знания как и куда идти, т.к. часто
отдельные грани все время ускользающего
целого можно принять за само целое,
которое непостижимо, не входит ни в
какие мерки и определения. Любое
описание, любая метафора всегда будут
лишь частичным намеком, тем не менее,
можно привести некоторые критерии
продвижения к Целостности [Петр М. (Из
бесед)], что субъективно переживается:
-
как возрастающая
полнота бытия;
-
как соответствие
Предназначению;
-
как жизнь Здесь и
Сейчас;
-
как одномоментность
осознания всего во всем;
-
как снятие дистанции
между собой и миром (поглощение любовью);
-
как растворение,
исчезновение в бытии без потери сознания;
-
как становление "прозрачным",
"проницаемым" (полное
разотождествление со всем, c чем бы человек себя не
отождествлял);
-
как нарастание
творческих возможностей во всех аспектах жизни.
Целостность не может
быть целью, так как не является
состоянием. Это и не разовое переживание.
Мир меняется каждое мгновение и человек
тоже должен непрерывно меняться, чтобы
соответствовать себе самому и Миру.
Стать целым, это совершенно не значит
прекратить всякое движение. Человек,
действительно живущий Целостно, каждое
мгновение Целостность теряет и тут же,
творческим актом обретает вновь. Этот
процесс можно назвать балансом на
пределе возможного.
Для сравнения
приведем пример канатоходца, который
бежит по двигающемуся канату, причем
движения каната непредсказуемы и
происходят во всех плоскостях. Можно
себе представить, какие для подобного
балансирования необходимы внимание,
степень расслабления и алертности и
самое главное -- вдохновленность...
Целостная жизнь требует никак не
меньшего Мастерства, чем у такого
канатоходца.
Один из сложных для
понимания моментов заключается в том,
что то, что Гермес Трисмегист назвал
бесконечной Сферой -- уже существует и
задача человека, стремящегося к
самопознанию -- проявить ее в своем
восприятии и, тем самым, через себя в
Мире. Человек, становящийся целым, собой
дополняет Мир до целого. Через такого
человека Мир проявляет в данной точке
пространства -- времени ту информацию,
которая актуальна здесь и сейчас (актуальна
-- значит необходима для того, чтобы
сохранялся динамический баланс в
меняющейся ситуации). Иными словами,
Целостный человек всегда вносит в Мир то
качество, которого на данный момент не
хватает.
Если соединить теперь
рассуждения этого параграфа и п.1, то
получится довольно простой вывод:
Целостность существует как
потенциальная возможность для любого
человека, который самой своей жизнью
может либо реализовать ее, проявив в
Мире, либо нет -- это вопрос свободы его
выбора. Для того чтобы потенциальная
возможность стала реальностью, человеку
необходима информация, актуальная
именно для него, т.е. позволяющая ему в
каждый момент времени быть в процессе
обретения Целостности. Предоставить ему
такую информацию -- это и есть задача
обучения, учебного процесса.
Сам по себе данный
вывод не является чем то принципиально
новым в педагогической практике.
Новизна появляется, если учесть, что
реализация Целостности -- задача
предельной для человека степени
сложности. Тем не менее, нам необходимо
было обыграть определение учебного
процесса с разных сторон, чтобы далее,
опираясь на него, перейти к вопросам
технологическим "Как?".
|