Российская
Саньяса

Подгрупповой принцип... 2.

Начало

АКТУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА И МИРА:
ПОДГРУППОВОЙ ПРИНЦИП



2. Целостность.

Шар, расширенный до размеров точки,
Может быть всем: каплей, ночью,
Улыбкой ребенка, лучом света,
Просто точкой, которой нету...

(В. Зайцева)

Целостность человека и мира -- вопрос, волновавший и волнующий многих. Теме этой посвящено большое количество книг, статей, бесед. К идее Целостности обращены работы классиков гуманистической психотерапии, Целостности посвящены многие эзотерические тексты, существует множество поэтических образов и метафор, за которыми прозревается вечный вопрос "Кто Я?".

Обращаясь к понятию Целостности, мы хотим опереться не на теоретические построения и логические выводы, а на мистический опыт, т.е. опыт непосредственного переживания, на попытку этот опыт передать.

Существует множество прекрасных образов, которые в разные времена мистики использовали для передачи своего опыта. Вот, например, строки из поэмы суфийского Мастера Омара Ибн Фарида:

Да упадет завеса с глаз моих!
Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,
Чтоб вечное расслышать и взглянуть
В саму неисчезающую суть,
Священную основу всех сердец,
Где Я -- Творение и Я -- Творец!
Я есть Любовь. Безгласен, слеп и глух
Без образа творящий образ Дух.
От века сущий, он творит любя
Глаза и уши, чтоб познать себя.
Я слышу голос, вижу блеск зари
И рвусь к любимой, но она -- внутри.
И внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь,
Весь превратясь в безликую любовь...
... И там, внутри, как в зеркале немом
Я узнаю ее в себе самом.
В той глубине, где разделенья нет,
Весь сонм огней слился в единый свет.
И вот, лицо поднявши к небесам,
Увидел я, что и они -- я сам.
И Дух постиг, освободясь от мук.
Что никого нет рядом и вокруг,
Нет никого "вдали" и в "вышине"
Все дали -- я и все живет во мне!...

Люди, хоть как-то прикоснувшиеся к опыту подобных переживаний, единодушны в том, что передать их словами и сделать доступными для интеллектуального осмысления принципиально невозможно, ибо Целостность соединяет в себе одномоментно все возможные грани человеческого опыта во всей полноте и неисчерпаемости, являясь при этом иным качеством, чем просто сумма этих граней,

Наиболее емкое определение Целостности, как переживания Бога, восходит к Гермесу Трисмегисту и звучит примерно так: "Бог есть непостижимая для ума бесконечная Сфера, центр которой находится в каждой точке, а периферия отсутствует."

Стать Целостным потенциально может каждый человек, но это требует незаурядных усилий, а так же знания как и куда идти, т.к. часто отдельные грани все время ускользающего целого можно принять за само целое, которое непостижимо, не входит ни в какие мерки и определения. Любое описание, любая метафора всегда будут лишь частичным намеком, тем не менее, можно привести некоторые критерии продвижения к Целостности [Петр М. (Из бесед)], что субъективно переживается:

  • как возрастающая полнота бытия;

  • как соответствие Предназначению;

  • как жизнь Здесь и Сейчас;

  • как одномоментность осознания всего во всем;

  • как снятие дистанции между собой и миром (поглощение любовью);

  • как растворение, исчезновение в бытии без потери сознания;

  • как становление "прозрачным", "проницаемым" (полное разотождествление со всем, c чем бы человек себя не отождествлял);

  • как нарастание творческих возможностей во всех аспектах жизни.

Целостность не может быть целью, так как не является состоянием. Это и не разовое переживание. Мир меняется каждое мгновение и человек тоже должен непрерывно меняться, чтобы соответствовать себе самому и Миру. Стать целым, это совершенно не значит прекратить всякое движение. Человек, действительно живущий Целостно, каждое мгновение Целостность теряет и тут же, творческим актом обретает вновь. Этот процесс можно назвать балансом на пределе возможного.

Для сравнения приведем пример канатоходца, который бежит по двигающемуся канату, причем движения каната непредсказуемы и происходят во всех плоскостях. Можно себе представить, какие для подобного балансирования необходимы внимание, степень расслабления и алертности и самое главное -- вдохновленность... Целостная жизнь требует никак не меньшего Мастерства, чем у такого канатоходца.

Один из сложных для понимания моментов заключается в том, что то, что Гермес Трисмегист назвал бесконечной Сферой -- уже существует и задача человека, стремящегося к самопознанию -- проявить ее в своем восприятии и, тем самым, через себя в Мире. Человек, становящийся целым, собой дополняет Мир до целого. Через такого человека Мир проявляет в данной точке пространства -- времени ту информацию, которая актуальна здесь и сейчас (актуальна -- значит необходима для того, чтобы сохранялся динамический баланс в меняющейся ситуации). Иными словами, Целостный человек всегда вносит в Мир то качество, которого на данный момент не хватает.

Если соединить теперь рассуждения этого параграфа и п.1, то получится довольно простой вывод: Целостность существует как потенциальная возможность для любого человека, который самой своей жизнью может либо реализовать ее, проявив в Мире, либо нет -- это вопрос свободы его выбора. Для того чтобы потенциальная возможность стала реальностью, человеку необходима информация, актуальная именно для него, т.е. позволяющая ему в каждый момент времени быть в процессе обретения Целостности. Предоставить ему такую информацию -- это и есть задача обучения, учебного процесса.

Сам по себе данный вывод не является чем то принципиально новым в педагогической практике. Новизна появляется, если учесть, что реализация Целостности -- задача предельной для человека степени сложности. Тем не менее, нам необходимо было обыграть определение учебного процесса с разных сторон, чтобы далее, опираясь на него, перейти к вопросам технологическим "Как?".


 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 24 февраля 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин