Дорогу осилит идущий
Интервью Владислава Лебедько
Сирину (krasnaya_gorka@mail.ru)
Вопрос. Если можно, обозначьте поконкретней круг
интересующих Вас тем.
Ответ. Основной доминантой в моей работе является
исследование механизмов мотивации человека на работу над собой и на поиск Истины.
Соответственно и усилия мои направлены на ориентацию людей с позиции "сделайте
со мной что-нибудь" на самостоятельную работу над собой и обучение их методологии
такой работы. Основные инструменты этой работы - движение, дыхание и внимание.
Упражнений и методов, оперирующих с этими инструментами, существует
неисчислимое множество, они, благодаря различной литературе (часто некачественной)
общедоступны, и людей, занимающихся чем-то подобным и ведущим семинары и обучение
много; но вот людей, осознающих многогранные механизмы воздействия той или иной
техники или последовательности техник и методов, владеющих методологией, т.е.
знающих, что необходимо в данный момент данному человеку (группе), в какой последовательности
и дозировках (с учетом видения всей жизни данного человека, группы людей), и
главное - Зачем, - таких людей на территории России, да и всего мира - единицы.
Мне посчастливилось стать учеником одного из таких людей.
Вопрос. Вот незадача, лично у меня само соотношение
понятий Учитель и Ученик (именно с большой буквы оба) рождает глубокую неприязнь.
То есть мне кажется, что наличие Учителя вообще предполагает, что есть человек,
наделенный знаниями, и человек, смиренно "кушающий то, что ему дают". Но мне
трудно представить иные отношения, кроме отношений на равных. Однажды я сказала,
что только тот может считать себя понимающим некий предмет или явление, кто
может сделать понятным этот предмет или явление хоть пятилетнему ребенку. Причем
любому заинтересованному в этом ребенку, а не избранным посвященным,
и чтобы на объяснение не ушло слишком много времени. Я утрирую, но тем не менее.
И вообще -- в любом общении важна, на мой взгляд, прежде всего, обратная связь.
А коль скоро это так, то отношения уже строятся не по принципу Учитель -- Ученик,
а как общение двух равных собеседников.
Ответ. Отношения Учитель -- Ученик отнюдь не
сводятся к общению двух собеседников, где один что-то объясняет другому. Это
и не отношения Родитель -- Ребенок. Это отношения двух взрослых, зрелых людей
(для того, чтобы стать Учеником -- именно с большой буквы, необходимо быть самостоятельным,
ответственным, по-настоящему зрелым человеком -- что само по себе редкость),
но отношения не на равных. И это неравенство очевидно для того, кто действительно
претендует на Ученичество. Ему предстоит встретиться с чем-то, что интуитивно
его влечет, но неведомо, непостижимо, и уж никак не поддается объяснению. Учитель
и не объясняет. Он предлагает действие (не как единичный акт -- процесс может
длиться долгие годы, действия предлагаются самые разные, но направленные на
одно и то же), совершая которое Ученик получает шанс (без всяких гарантий!)
постигнуть это неведомое и непостижимое, не как объяснение, а как переживание,
Откровение. Предлагаемые Учителем действия могут быть иногда нелогичными, иногда
нелепыми, иногда они могут казаться даже смертельно опасными. Поэтому необходимо
абсолютное доверие Учителю, полная Сдача. Вот это как раз и вызывает (в контексте
современной культуры) страх, маскирующийся за всевозможные протесты (призванные
сохранить в "священной" неприкосновенности собственную важность, значимость,
нерушимость своих убеждений и мировоззрения -- все то, что в момент полной сдачи
Учителю отпадает, как шелуха, - это безумно страшный шаг, который даже зрелые
Ученики иногда растягивают на долгие годы). Даже тот, кому эта позиция ясна,
может начать мучиться вопросами: "А настоящий ли Учитель?", "А вдруг Учитель
сам заблуждается или, хуже того, является злостным манипулятором, преследующим
корыстные цели?" Естественно, простор для манипуляторства открыт и от этого
не застрахуешься, но, повторюсь, что мы говорим не о ситуации, где корыстный
псевдоучитель требует сдачи от толпы неофитов (это действительно подозрительно),
а о случае зрелого человека, самостоятельно пришедшего к такому выбору в процессе,
может быть, достаточно долгого периода. У настоящего Учителя не может быть много
Учеников -- всего несколько человек. И он не заманивает и не заставляет сдаться,
скорее, наоборот, всячески этому препятствует, если человек не созрел для этого
шага. На самом деле, вопрос "А настоящий ли Учитель?" -- бессмысленный, - до
момента Сдачи это никак не проверить, нет таких критериев принципиально (если
бы они существовали, сам шаг Сдачи обесценился бы). Это всегда риск. Это уже
пугающая неизвестность. Самое интересное состоит в том, что если ты действительно
полностью Сдался, - ты стал Никем, то есть, тем, кем манипулировать невозможно...
Так что предмет заботы для того, кто претендует стать Учеником это не "настоящий
ли Учитель?", а "настоящий ли я Ученик?".
Вопрос. Ну, когда я говорила об объяснениях,
то имела в виду, конечно, не только слова... Не совсем понятно: для меня (и
может быть, еще для кого-то из читателей) зрелость означает свободу. И у меня
никак не укладывается в голове, что зрелый человек распоряжается этой свободой
таким образом, о котором Вы говорите. Хотя... Помните у Фаулза в "Волхве" сцену
суда? И крик "элефтерия!"?.. Что ж, можно и так. Но Вы, по-видимому, утверждаете,
что Ученичество -- это ЕДИНСТВННО ВОЗМОЖНЫЙ СПОСОБ? Тут ведь еще вот какой момент:
мне всегда казалось, что настоящий Учитель всегда в нас самих. Поэтому нет никакой
нужды возводить в этот ранг кого-то из живущих рядом...
Ответ. По поводу свободы. Свобода -- одна из
самых больших иллюзий. Хотите вы того или нет, осознаете или нет, вы всегда
кому-то или чему-то служите. От этого никуда не убежать. Я полностью согласен
с определением классиков марксизма: свобода -- осознанная необходимость. Зрелость
-- это способность это осознать и выбрать чему вы хотите служить. Попытка отмахнуться
от этого факта и возвести "свободу от" в ранг какой-то самостоятельной ценности
свидетельствует о какой-то проблематике, а именно -- о гипертрофированном чувстве
собствнной важности. Это именно то, чему служит человек, ревностно заботящийся
о свободе. С другой стороны, возможна свобода от чувства собственной важности
(вот это -- действительно Свобода). И достигается она как раз посредством смиренной
сдачи (Учителю, высокой Идее...).
О настоящем Учителе, который в нас самих. Да, это действительно
так. Но людей, которым удалось (без самого тонкого самообмана) услышать (почувствовать,
осознать...) этого самого внутреннего Учителя во всем мире -- единицы! Это сложнее
всего в этой жизни. Хотя заявляют об этом многие, тем самым избегая многочисленных
трудностей ученичества. Опять же иллюзия. И опять же самостоятельно это не понять.
Механизм этого -- принцип Доминанты, открытый для науки в начале 20 века академиком
Ухтомским (кстати "Учение о Доминанте" Ухтомского -- одна из немногих действительно
эзотерических книг). Хитрый человеческий ум работает по этому же принципу, суммируя
все сигналы в уже сложившуюся картину мира. Даже большинство кризисных ситуаций
и любые психотерапевтические вмешательства вносят лишь небольшие коррективы
в доминанту (хотя субъективно может казаться, что все-все поменялось). Принцип
Доминанты не обмануть -- это очень могучая штука. Хотя, естественно, бывают
исключения, но, как результат нечеловеческих усилий и самоотречения в сочетании
с редкой случайностью и удачей. Я встречал людей, которые обрели таким образом
(без внешнего Учителя) контакт с внутренним Учителем: это Владимир Данченко
и Игорь Чабанов, которым посвящены две главы "Хроников". Даже такой титан, как
Василий Максимов -- человек потрясающей устремленности, самоотречения и глубины
(человек о глубине и зрелости которого ходили легенды), в шестьдесят
лет осознал необходимость в Учителе. И нашел его в лице Мастера Дзен Сэн Санга.
Вопрос. Ну, когда я говорила о свободе я имела
в виду именно описанную Фаулзом "элефтерию", а не "свободу от". Грубо говоря,
как раз то, о чем Вы сказали: свобода выбирать себе способы "проявления" в мире.
Тут хороша была бы метафора, легенда о рыцарях круглого стола. Помните? Испив
из чаши Грааля, Парсифаль возвращается в мир людей, а отнюдь не пребывает во
веки вечные на горе Монтсеррат, упиваясь (извините за каламбур) собственной
значимосттью. Ну, да бог с ним... Расскажите подробнее о Ваших взаимоотношениях
с Учителем.
Ответ. Более -- менее подробно я, наверное, затрону
эту тему в одной из следующих книг. В интервью я могу лишь обозначить основные
вехи этих отношений. Учителя я встретил в конце 1991 года и с тех пор отношения
наши становятся все более многогранными. С июля 1999 года я - Мастер Школы,
что означает - Ученик, безвозвратно вставший на Путь (еще не прошедший его).
Это тоже очень редкое явление. Это не социальный статус, не назначение на должность,
а свидетельствование Учителем определенного качества жизни Ученика, прежде всего,
выход на индивидуальный интуитивный канал получения информации (выражаясь в
стиле предыдущего вопроса -- нащупавший зыбкий еще, не всегда устойчивый, но
реальный контакт с внутренним Учителем). Школа это тоже не некая социальная
организация, а сложное, многогранное, динамичное и непредсказуемое пространство
взаимоотношений Ищущих людей; взаимоотношений, в которых возможно переживание
Реальности и происходит обучение - Передача знания Пути, к такой жизни приводящей
(если такой жизни захотеть). Под Реальностью я имею в виду фундаментальную,
непостижимую для разума Основу Бытия. Об этом ничего невозможно сказать словами
- все слова, намеки, метафоры будут бесконечно мелки и пусты; к этому можно
прикоснуться в переживании - всем своим существом, т.е. стать Истиной. В этом
смысле поиск Истины, поиск Бога, поиск Себя - синонимы, хотя, это просто слова,
к сожалению, сейчас предельно затасканные. Книга "Хроники" как раз и рассказывает
о людях, целиком посвятивших себя этому поиску. О Школе, о которой я говорил,
о Традиции, передающейся из поколения в поколение от Учителя к Ученику, мы рассказываем
в книге "ВНЕО. Тексты из архивов эзотерической Школы" (СПб, 1997)...
Вопрос. Из контекста у меня сложилось впечатление,
что Вы представляете Путь как "Путь куда-то". Если не секрет, куда? Потому что
лично мне кажется, что то, что Вы называете словом Путь -- это не столько процесс,
сколько состояние. То есть Вы делите жизнь человека на этапы (например, "вставший
на Путь"). А что представляет из себя человек, "прошедший путь"? Каковы его
приметы?
|