Дорогу осилит идущий
Интервью Владислава Лебедько
Сирину (krasnaya_gorka@mail.ru)
Вопрос. Из контекста у меня сложилось впечатление,
что Вы представляете Путь как "Путь куда-то". Если не секрет, куда? Потому что
лично мне кажется, что то, что Вы называете словом Путь -- это не столько процесс,
сколько состояние. То есть Вы делите жизнь человека на этапы (например, "вставший
на Путь"). А что представляет из себя человек, "прошедший путь"? Каковы его
приметы?
Ответ. Есть старый анекдот, как чукча съездил
на юг и попробовал апельсин, а потом приехал на родину и делится впечатлениями.
Его спрашивают: "Какой вкус у апельсина? Как у тюленя? Как у оленя?"... Невозможно
описать вкус апельсина тем, кто его не попробовал сам! Вы хотите чтобы все было
так просто и понятно для ума? Что такое Путь? Куда он ведет? Как выглядит человек
прошедший Путь? -- Умом это не взять, только через опыт действия и переживания.
Только тот, кто встал на Путь поймет, что такое встать на Путь и сможет отличить
идущего по Пути от дилетанта или шарлатана. Но и он не знает до конца, - что
же такое Путь. Только тот, кто прошел Путь знает, что это такое и может отличить
другого такого же человека. Пример несколько попроще: только если Вы сами переживаете
любовь, вы сможете определить переживает ли что-то подобное Ваш собеседник или
просто жонглирует словами, или играет в любовь. Истинность чувств видна только
тому, кто их сам переживал. Так вот и по поводу Пути. Я могу ответить аллегориями:
Путь - одновременно и процесс и состояние. Он никуда не ведет и, в то же время,
ведет к постижению Истины, и, в то же время, сам является Истиной. Встав на
него, ты уже пришел и, в то же время, тебе еще нужно очень потрудиться, чтобы
пройти его.
Представляю одну из возможных читательских реакций: "Темнит
он что-то и запутывает!" Но сделать это понятным и доступным невозможно! Искренне
это говорю. И вся книга "Хроники" посвящена тому, чтобы дать хотя бы метафорический
намек на то, что не поддается описанию. Почти безнадежная эта попытка, но, может
быть, хоть кого-то подтолкнет к поиску через реальное действие, а не через обреченные
на провал размышления и рассуждения...
Вопрос. Абсолютно согласна: темнит и запутывает...
Ладно, допустим, словами это не объяснить. Но Вы ведь тоже не пробовали апельсина
до момента ученичества. Тем не менее, свой выбор Вы сделали. Каким же образом?
Я имею в виду не фактический событийный процесс (о нем немного рассказано в
вашей книжке), но нечто, что зародило такое решение и нечто, что стало последней
каплей...
Ответ. Это не сразу происходило, а очень постепенно,
в течении нескольких лет. А то нечто, что стало последней каплей... Это уж точно
словами не описуемо, но является абсолютно авторитетным внутренним переживанием.
Некий предел -- Ничто, за которым ничего уже нет, так как дальше уже просто
некому искать... Это вне ума, а потому и неописуемо, а не из-за того, что я
темню и запутываю.
Вопрос. Нет, все равно непонятно. Я имею в виду,
что НИЧТО переживали, наверное, многие, -- если не все, -- люди, но ведь не
все же они "встали на Путь"... Ладно, давайте тогда поговорим о том, что попроще,
- о психотерапии. Какие психотерапевтические направления Вам близки? Хочется
услышать определенные оценки деятельности представителей разных направлений
и, прежде всего, - трансперсональных терапевтов. Не кажется ли Вам, что методы
и направления -- это только инструменты для того, кто знает, что и зачем?
Ответ. Я полностью соглашусь с Вашей фразой "методы,
направления - это только инструменты для того, кто знает, что и зачем" и добавлю,
что, на мой взгляд, главное и решающее в работе любого специалиста, имеющего
дело с людьми - это качество его собственной жизни. В идеале - жизнь Подвижника...
Вопрос. То есть "...иноком пребудешь в миру.."
Ответ. Да. Но таковых сейчас на тучной ниве психологии
и психотерапии, мягко говоря, крайне мало. Я не могу сказать, что знаком с очень
многими, но среди тех, с чьей работой и жизнью сталкивался, только Алексей Вовк
производит на меня благоприятное впечатление. Если судить по заочному знакомству
по книгам и видеозаписям так сказать, в мировом масштабе, то я с глубоким уважением
отношусь к Эрику Берну, Фрицу Перлсу и Милтону Эриксону. Из отечественных авторов
- очень сильное впечатление и уважение вызвала у меня книга Ф.Е.Василюка "Психология
переживания", хотя лично я с ним не знаком. О специалистах, которых я уважаю,
и которые оставили в моей жизни глубокий след, я написал в "Хрониках" главу
"О тех, кто не знает, что они - маги".
Что касается так называемых трансперсональных терапевтов, -
отношение у меня к ним весьма скептическое. Использование различных психотехник,
изменяющих состояние сознания, может решать какие-то задачи, но ни о чем на
самом деле трансперсональном не говорит.
Вопрос. Точно! Такую работу мой знакомый как-то
назвал "сбор инсайтов, как грибов"...
Ответ. Моя позиция такова: работа и (что наиболее
важно) жизнь каждого человека в каждый момент времени может быть Трансперсональной,
то есть выходящей за пределы индивидуальности и соединяющейся с жизнью Мира
и в переживании и (что очень значимо) в поступках. Позиция действительно Трансперсональной
работы такова: "Моя работа с другим человеком - это, прежде всего, часть моей
собственной жизни. Для меня важно прожить этот отрезок жизни максимально внутренне
честно и безупречно. Для меня важно то, будет ли на каждый мой шаг Благословение
(иными словами - соответствую ли я тому, что заявляю и делаю)? Если нет - Зачем
мне делать это? Трансперсональная работа - это когда специалист переживает и
знает по самому большому счету (т.е. в масштабе вечности), что же он на самом
деле творит и зачем. (Не слабый масштаб, не правда ли? Ну и кто ему реально
соответствует, не заблуждаясь в умственных построениях и "медитациях"?)
Вопрос. Насчет "Зачем" я абсолютно с Вами согласна.
Но мне кажется, что трансперсональная работа -- это удел не немногих, а абсолютно
всех. Я имею в виду, что мы все сидим в виртуальном казино за игорным столом
и в той или иной степени вовлечены в игру. Не все осознают, что это лишь игра
и как правило люди сидят за теми столами, куда их мама с папой посадили. Очень
мало людей понимает, что можно перейти от одного стола к другому. Каждый из
нас может иметь (и имеет, только не всегда осознает) опыт вставания из-за стола
и наблюдения за игрой извне. При этом по выходе из игры наши фишки обесцениваются,
чего многие так боятся. И это их право, и их выбор, и это вовсе не значит, что
они менее "продвинуты", чем те, кто не играет вообще (а такие есть?). А вот
выйти из казино совсем -- это безвозвратно...
Ответ. Все зависит от позиции внимания. Хотим
мы или не хотим, но мы все равно, по факту живем в масштабе звезд, в
масштабе Вселенной, в масштабе Вечности. Если все время осознавать это, - в
трамвае, на работе, на кухне..., то это будет совершенно особая жизнь, - жизнь,
в которой, вообще невозможна фальшь, неискренность, корысть, подлость... Ведь
если ты все время воспринимаешь себя на фоне Вечности, то и каждый свой
поступок ты с Вечностью соотносишь. Но это очень и очень сложно.
Вопрос. Сложно? Но ведь именно об этом говорят -- или хотя
бы касаются этого -- практически все лучшие произведения мировой литературы!
Ну, например, стихотворение Киттса "Соловей". Повести Сэллинджера Сэлленджера
"Френни" и "Зуи". Некоторые рассказы Бунина, Набокова. Или стихотворение из
"Последней поэмы" Рабиндраната Тагора:
...Друг мой! Время мне бросило жребий,
В сети свои захватило меня...
Мчит в колеснице опасной дорогой,
Слишком от мест, где ты бродишь, далекой, --
Там где уже не увидишь меня,
Там, где неведомо, что впереди...
...В древний поток изменений заброшена,
уплываю, и время несет меня с края на край...
|