Ответ. Вопрос, попадающий, можно сказать, в эпицентр
моих исследований. Этому вопросу я посвятил статью "Мотивация. Творчество. Предназначение".
Мне кажется, что мне удалось в ней достаточно удачно выразить свою позицию по
этому вопросу, так что ничего в дополнении к этому приписать не могу.
Попробую сделать "выжимку" из текста статьи, чтобы в нескольких
предложениях ответить на Ваш вопрос. Итак, начнем с первого тезиса, который
звучит так: - Существует по большому счету только две вещи, которыми человек
в своей жизни занимается. Это - Я и Жизнь. Чем-то другим мы не занимаемся в
принципе. Хотя, вроде бы делаем мы многие вещи, но (осознаем мы это или нет)
только лишь для того, чтобы разобраться с тем, что такое Я и что такое Жизнь.
И разбираться с этим мы можем либо опосредованно - через какой-то прикладной
интерес - через психологию, через науку, искусство и т.п., либо у нас есть шанс
обратиться непосредственно к тому, что такое Я и Жизнь, как они между собой
связаны. Непосредственно - значит пережить Себя и Жизнь в контакте, как нечто
Единое. Через какой-то опосредованный интерес мы стремимся к тому же, но шансов
пережить это Единое на таком пути имеем гораздо меньше.
Второй тезис заключается в том, что жизнь наша представляет
из себя некую динамику внимания, и если тщательно проследить, - как мы на самом
деле живем, то станет очевидно, что процесс этот совершенно иррационален и не
подчиняется никакой логике, хотя упрямый человеческий ум пытается жизнь как-то
объяснить и упорядочить.
Когда же мы обратимся к динамике нашего внимания, то можем
заметить, что не существует некой прямой, сквозной линии, связывающей нашу жизнь
воедино в пространстве и времени, а есть некоторый набор хаотически возникающих
точек - более или менее ярких, зачастую никак не связанных между собой. То внимание
окажется в зачесавшейся ноге, то в какой-то мысли, то оно отскочит в окружающее
пространство, где что-то случилось и так далее. Происходят некоторые скачки
внимания туда - сюда. Кроме того, все эти скачки внимания ограничены, - внимание
не может выйти за пределы обычно достаточно узкого коридорчика, который в нашем
восприятии определяется Доминантой.
Итак, есть некий узенький коридорчик восприятия, в котором
периодически возникают всполохи внимания. И вот этот процесс называется жизнью.
Жизнью, в которой нет цельности и непрерывности.
Каждой ценности (а ценности в жизни современного человека чрезвычайно
разобщены и противоречивы, так, например, внутренние глубинные ценности вступают,
сознаем мы это или нет, в конфликт с ценностями, навязываемыми СМИ, рекламой
и т.п.) соответствует определенная Доминанта во всех диапазонах восприятия.
И так - от глобальных и до мельчайших проявлений человека - от общей направленности
каких-то его действий до неких фиксированных микродвижений, жестов, мимики,
интонаций, поз, специфики реакций, характерных для данной ценности.
Таким образом, единый организм распадается на множество обособленных
частей - субличностей. Восприятие на всех уровнях оказывается разорванным, и
границы субличностей могут переживаться как всевозможные телесные и психические
напряжения, приводящие к искажениям, несоответствиям и неадекватности поступков,
мыслительных процессов, эмоций, ощущений и движений. Как и говорилось выше,
динамика внимания - собственно жизнь - превращается в хаотический набор точечных
всплесков, то в одной, то в другой отграниченной области восприятия. "Трудолюбивый"
ум человека, спасая себя от непосредственного столкновения с переживанием подобного
хаоса, немного сглаживает ситуацию, создавая иллюзию логичности и некоторой
связности происходящего.
Возможна, однако, ситуация, когда человеку каким-то образом
удалось сохранить или восстановить цельность и непрерывность своей жизни, стереть
границы субличностей. При этом восстанавливается иерархия ценностей, направленная
на реализацию жизненного Идеала (Идеал не стоит путать с психологическим понятием
Идеального образа Я: Идеал, в нашем случае - не образ и ничего общего с логическими
и образными конструкциями не имеет, являясь энергией тончайшего - светового
- качества, обретая осознание которой, человек переживает невыразимую словесно
полноту и гармонию, оказывается "на своем месте" в пространстве, времени и действиях).
В этом случае субличностей как выразителей обособленных ценностей не существует,
а есть неделимый организм, наделенный целостным восприятием, то есть - нечто
Единое. Это Единое руководствуется приоритетной ценностью - Идеалом, вокруг
которого выстраиваются соответствующим образом остальные ценности, поддерживающие
приоритетную, совершаются непротиворечивые поступки, мир качественно отражается
в гибком, нестереотипном мышлении, чувства и ощущения согласованы с происходящим,
тело адекватно реагирует. И нет никаких противоречий. Я и Жизнь - единое целое,
и в этом едином целом происходит Действие, направленное на реализацию Идеала,
раскрытие смыслового потока через удовлетворение актуальной потребности в процессе
взаимодействия Человека и Мира. Естественно, что величина и энергия этого действия
могут быть существенно больше, чем в ситуации раздробленности. Такое Действие
будет продуктивным и качественным, потому, что в каждый момент оно одно. В данный
момент времени Я хочу чего-то одного, и нет ничего, что мне мешает это сделать.
В этом случае совпадают Хочу, Могу и Нужно. Подобное совпадение Хочу, Могу и
Нужно можно назвать Предназначением человека. Такое происходит, когда вы попадаете
в ситуацию, в которой вы нужны этому миру и себе, как части мира, и нет никаких
внутренних противоречий (а это означает, что и внешних противоречий не будет).
Вы в данной точке пространства и времени - на своем месте и совершаете свое
действие, что отражается переживанием предельной полноты и неразрывности восприятия,
которое можно назвать счастьем (иногда, несмотря на болезненность и трагичность
происходящего с точки зрения внешнего наблюдателя). В этом случае происходит
то, что вы хотите; или то, что происходит, - то вы и хотите (в каких-то случаях
адекватнее сказать не "хотите", а принимаете). При этом Мотивация уже направлена
не на какую-то цель, а на соответствие Предназначению. Человек, живущий соответственно
своему Предназначению, осознает свою жизнь в контексте судьбы всего человечества,
всего Мира.
Итак, что же такое Творчество, и какое отношение оно имеет
ко всему вышеизложенному?
А Творчество - это действия, направленные на переход человека
от жизни раздробленной, к жизни Целостной. Любое действие, которое способствует
такому переходу или хотя бы намеку на таковой, я считаю актом Творчества. Можно
сказать по-другому: Творчество - это попытка восстановить утраченную Целостность
самого себя и Жизни или хотя бы намекнуть на эту Целостность.
Итак, по моему мнению, любое действие, направленное на реализацию
Целостности, есть Творчество. Любое другое действие, связанное со сколь угодно
ярким самовыражением каких-то Субличностей будь то в картинах, музыке, стихах
или в чем-то еще, - называть Творчеством мы не будем, ограничиваясь для этих
случаев понятием "самовыражение". Творческим может быть абсолютно любое действие
человека...