Диагностические схемы
2) Схема "Социальной адаптации"
Многочисленные исследования (см.
например Андреева и др.1978, Рубинштейн
1946)
выделяют четыре основные сферы жизни
человека:
- Работа
- Семья
- Досуг
- Саморазвитие
Отсутствие у человека реализации
хотя бы в одной из этих сфер приводит в "лучшем"
случае к гиперкомпенсации в другой сфере.
Например, человек, не сумевший
реализоваться гармонично в семье, досуге и
саморазвитии становится "трудоголиком",
или человек, не нашедший себя в работе и
досуге становится религиозным фанатиком
или сектантом.
Когда механизмы
гиперкомпенсации в других сферах перестают
работать, появляется выраженная аномалия:
болезнь, алкоголизм, наркомания,
криминальное и асоциальное поведение.
Таким образом, для устойчивого
восстановления от любой патологии, а
особенно это касается наркомании,
необходимо восстановление всех сфер
жизни с тенденцией к гармонизации и
самореализации в каждой из них.
Посмотрим пример типичного
пациента, страдающего зависимостью от
наркотиков.
Патологическая система:
Работа: В типичном случае это:
- случайные заработки
- криминальная деятельность (воровство,
спекуляция, продажа наркотиков,
криминальные структуры)
- иждивенчество (жизнь на средства
родителей и т.п.)
- сохранение какого-то более-менее
благополучного места работы (благодаря
старым связям, друзьям, родственникам);
при этом механическое выполнение работы
без малейшего творческого интереса с
позицией "лишь бы как-нибудь удержаться
и получать зарплату"
Семья: В типичном случае:
- развалившаяся семья
- на грани развала
- отсутствие семьи
- семья наркоманов (особо патологичный
случай)
Досуг: Наиболее примитивные его
формы:
- телевизор/видео
- дискотеки, бары, ночные клубы
- компания наркоманов
Саморазвитие: В подавляющем
большинстве случаев отсутствует даже
само представление о таковом или оно
подменено чтением легкой литературы.
Гармоничная система
социальной адаптации, которая обеспечивает
устойчивое излечение, имеет следующий вид:
Работа:
- Обязательная творческая самореализация.
(!!!)
- Перспектива развития и роста:
- Рост профессионализма и мастерства в
работе
- Карьерный рост ("повышения по службе")
- Получение заработной платы, необходимой
для нормального (не обязательно с
излишествами) удовлетворения основных
потребностей.
Семья:
- Гармония взаимоотношений, взаимопомощь
- Глубина и искренность чувств,
взаимопонимание
- Воспитание и развитие детей
Досуг:
- Восстановление физических и психических
сил
- Активный, творческий, развивающий отдых
- обязательно включает в себя (как один из
видов) коллективный досуг (клуб общения,
группы по интересам...)
Саморазвитие:
- Обучение новым навыкам, умениям, развитие
новых качеств с тенденцией к общей
гармонизации
- Познание. Новая познавательная
информация. Познание разных сторон жизни,
мира, в котором живешь в самых разных его
гранях и аспектах
- Самопознание и самоисследование
- Трансперсонализация жизни -- осознание и
переживание себя как части всего мира, и
мира как части себя.
Социальная адаптация приводит к
устойчивому результату в лечении только
тогда, когда все перечисленные пункты в
каждой сфере жизни задействованы и имеется устойчивая
тенденция к дальнейшему развитию.
Совершенно неприемлемой
является следующая позиция: "Куда уж нам
такая идеальная картина! (Да еще в эпоху
кризиса и т.п. Тут бы хоть какая-нибудь
работа, да семья, а уж отдохнуть как --
найдем...)". Или: "Вернуться бы к прежнему
уровню социальной адаптации -- тому, как
было до болезни, -- вроде бы худо-бедно, но
как-то жил!"
Важно понимать, что именно
отсутствие гармонии в каждом пункте
данной схемы и привело человека к патологии,
и позиция "хоть бы как-нибудь по-прежнему"
абсолютно безнадежна в плане излечения --
необходимо нацеливать себя на поэтапное,
трезвое, грамотно рассчитанное достижение самого
высокого уровня, -- т.е. гармоничной
реализации во всех сферах жизни. Это
процесс длительный, требующий времени и
помощи консультантов. При наличии желания,
поэтапности и грамотного расчета -- он
вполне осуществим для любого человека.
Сам процесс состоит из двух фаз:
а). Ориентация
б). Реализация
а). Фаза ориентации -- это:
- осознание самой возможности реализации
во всех сферах жизни;
- осознание огромного количества
возможностей, которые есть в этих сферах
у каждого человека
- выбор из этого многообразия
возможностей тех, которые соответствуют
индивидуальным особенностям,
склонностям, задачам, интересам
- составление плана, этапов, поиск
всесторонней информации о возможностях и
путях осуществления каждого этапа.
На этой фазе основная задача -- "раскрыть
человеку глаза", чтобы он осознал, что у
него действительно имеются неограниченные
потенции для реализации в каждой сфере
жизни.
К сожалению, в последнее время
средствами массовой информации и рекламы
навязываются примитивные идеалы и ценности,
существенно сужающие и ограничивающие
восприятие этих возможностей и блокирующие
даже саму тенденцию к их поиску.
Так, в сфере Работа в
навязываемой рекламой системе ценностей
доминирует акцент на зарабатывание денег и
карьеру, а творческая самореализация и
стремление к мастерству остается в тени,
так что у целого поколения начисто
отсутствует даже представление об этих
вещах.
В сфере Семья навязываются
акценты на бытовой стороне жизни (уют,
комфорт) и примитивных формах сексуальной
гармонии. Вопросы взаимопомощи, понимания,
глубины чувств также вычеркиваются из
картины мира современного человека.
В сфере Досуг навязывается
доминирование пассивно-потребительских
форм отдыха, при этом "за бортом"
восприятия остается само понятие
творческого, деятельного, созидательного,
обучающего отдыха.
В сфере Саморазвитие
глубинные формы самореализации грубым
образом подменяются примитивными
суррогатами: вместо самопознания -- дешевые
мистификации, ведущие к шизофренизации
сознания; вместо саморазвития --
прагматичные "рыночные" формы
самообразования (не более чем, например,
изучение иностранных языков). Так что эта
сфера тоже полностью вычеркнута из
сознания современного человека, и даже
представления о ней искажены и извращены.
Участок психотерапевтической и
реабилитационной работы, направленный на
социальную адаптацию в фазе ориентации,
осуществляется различными методами,
взятыми в комплексе:
- методы логотерапии и экзистенциального
анализа (Франкл 1989)
- методы мотивационного анализа (Семенов
1989)
- транзактный анализ (Э. Берн
1992)
- групповая психотерапия (Рудестам
1988,
Картохвил 1978)
- ориентирующая терапия (Агеев и Лебедько
1997, Лебедько и Баранник
1999)
- совместное (с консультантом)
составление планов, этапов по
реабилитации в каждой сфере жизни
- подбор литературы для чтения каждому
пациенту
- задания по посещению различных
культурных мероприятий (театров,
филармонии, библиотек, кружков, секций,
клубов общения и по клубов по интересам)
Все виды психотерапии и реабилитации
проводятся с постоянным, дозированным
переходом активности от терапевта к
пациенту. Поддерживаются и закрепляются
все формы проявления самостоятельности и
инициативы.
Работа на данной фазе достаточно
длительная и регулярная.
б). Фаза Реализации
Когда намечены планы и этапы всесторонней
реализации в каждой сфере жизни, следующей
фазой является воплощение этих планов в
жизнь.
Для того чтобы это происходило,
группа психотерапевтов и консультантов,
осуществляющих лечение и реабилитацию,
должна иметь непосредственную связь с
разветвленной инфраструктурой в городе,
куда входят и биржа труда, и клубы общения,
самые разнообразные кружки, спортивные
секции, группы по интересам, творческие
объединения, общественные организации и т.п.
Причем, должна быть не только информация об
этой инфраструктуре, но и самая прямая
связь с ее представителями, договора о
сотрудничестве и взаимосодействии.
Очень важной в этом разделе
лечения нам представляется работа с
родственниками пациента, начиная от
простых форм разъяснительных бесед и
обсуждения совместных планов и мероприятий
и до различных форм семейной психотерапии (см.
например Бэндлер, Гриндер и Сатир
1993)
|