Российская
Саньяса

Механизмы... Схема 2

Начало


Диагностические схемы

2) Схема "Социальной адаптации"

Многочисленные исследования (см. например Андреева и др.1978, Рубинштейн 1946) выделяют четыре основные сферы жизни человека:

  • Работа
  • Семья
  • Досуг
  • Саморазвитие

Отсутствие у человека реализации хотя бы в одной из этих сфер приводит в "лучшем" случае к гиперкомпенсации в другой сфере. Например, человек, не сумевший реализоваться гармонично в семье, досуге и саморазвитии становится "трудоголиком", или человек, не нашедший себя в работе и досуге становится религиозным фанатиком или сектантом.

Когда механизмы гиперкомпенсации в других сферах перестают работать, появляется выраженная аномалия: болезнь, алкоголизм, наркомания, криминальное и асоциальное поведение.

Таким образом, для устойчивого восстановления от любой патологии, а особенно это касается наркомании, необходимо восстановление всех сфер жизни с тенденцией к гармонизации и самореализации в каждой из них.

Посмотрим пример типичного пациента, страдающего зависимостью от наркотиков.

Патологическая система:

Работа: В типичном случае это:

  • случайные заработки
  • криминальная деятельность (воровство, спекуляция, продажа наркотиков, криминальные структуры)
  • иждивенчество (жизнь на средства родителей и т.п.)
  • сохранение какого-то более-менее благополучного места работы (благодаря старым связям, друзьям, родственникам); при этом механическое выполнение работы без малейшего творческого интереса с позицией "лишь бы как-нибудь удержаться и получать зарплату"

Семья: В типичном случае:

  • развалившаяся семья
  • на грани развала
  • отсутствие семьи
  • семья наркоманов (особо патологичный случай)

Досуг: Наиболее примитивные его формы:

  • телевизор/видео
  • дискотеки, бары, ночные клубы
  • компания наркоманов

Саморазвитие: В подавляющем большинстве случаев отсутствует даже само представление о таковом или оно подменено чтением легкой литературы.

Гармоничная система
социальной адаптации, которая обеспечивает устойчивое излечение, имеет следующий вид:

Работа:

  1. Обязательная творческая самореализация. (!!!)
  2. Перспектива развития и роста:
    • Рост профессионализма и мастерства в работе
    • Карьерный рост ("повышения по службе")
  3. Получение заработной платы, необходимой для нормального (не обязательно с излишествами) удовлетворения основных потребностей.

Семья:

  1. Гармония взаимоотношений, взаимопомощь
  2. Глубина и искренность чувств, взаимопонимание
  3. Воспитание и развитие детей

Досуг:

  1. Восстановление физических и психических сил
  2. Активный, творческий, развивающий отдых
  3. обязательно включает в себя (как один из видов) коллективный досуг (клуб общения, группы по интересам...)

Саморазвитие:

  1. Обучение новым навыкам, умениям, развитие новых качеств с тенденцией к общей гармонизации
  2. Познание. Новая познавательная информация. Познание разных сторон жизни, мира, в котором живешь в самых разных его гранях и аспектах
  3. Самопознание и самоисследование
  4. Трансперсонализация жизни -- осознание и переживание себя как части всего мира, и мира как части себя.

Социальная адаптация приводит к устойчивому результату в лечении только тогда, когда все перечисленные пункты в каждой сфере жизни задействованы и имеется устойчивая тенденция к дальнейшему развитию.

Совершенно неприемлемой является следующая позиция: "Куда уж нам такая идеальная картина! (Да еще в эпоху кризиса и т.п. Тут бы хоть какая-нибудь работа, да семья, а уж отдохнуть как -- найдем...)". Или: "Вернуться бы к прежнему уровню социальной адаптации -- тому, как было до болезни, -- вроде бы худо-бедно, но как-то жил!"

Важно понимать, что именно отсутствие гармонии в каждом пункте данной схемы и привело человека к патологии, и позиция "хоть бы как-нибудь по-прежнему" абсолютно безнадежна в плане излечения -- необходимо нацеливать себя на поэтапное, трезвое, грамотно рассчитанное достижение самого высокого уровня, -- т.е. гармоничной реализации во всех сферах жизни. Это процесс длительный, требующий времени и помощи консультантов. При наличии желания, поэтапности и грамотного расчета -- он вполне осуществим для любого человека.

Сам процесс состоит из двух фаз:

а). Ориентация

б). Реализация

 

а). Фаза ориентации -- это:

  • осознание самой возможности реализации во всех сферах жизни;
  • осознание огромного количества возможностей, которые есть в этих сферах у каждого человека
  • выбор из этого многообразия возможностей тех, которые соответствуют индивидуальным особенностям, склонностям, задачам, интересам
  • составление плана, этапов, поиск всесторонней информации о возможностях и путях осуществления каждого этапа.

На этой фазе основная задача -- "раскрыть человеку глаза", чтобы он осознал, что у него действительно имеются неограниченные потенции для реализации в каждой сфере жизни.

К сожалению, в последнее время средствами массовой информации и рекламы навязываются примитивные идеалы и ценности, существенно сужающие и ограничивающие восприятие этих возможностей и блокирующие даже саму тенденцию к их поиску.

Так, в сфере Работа в навязываемой рекламой системе ценностей доминирует акцент на зарабатывание денег и карьеру, а творческая самореализация и стремление к мастерству остается в тени, так что у целого поколения начисто отсутствует даже представление об этих вещах.

В сфере Семья навязываются акценты на бытовой стороне жизни (уют, комфорт) и примитивных формах сексуальной гармонии. Вопросы взаимопомощи, понимания, глубины чувств также вычеркиваются из картины мира современного человека.

В сфере Досуг навязывается доминирование пассивно-потребительских форм отдыха, при этом "за бортом" восприятия остается само понятие творческого, деятельного, созидательного, обучающего отдыха.

В сфере Саморазвитие глубинные формы самореализации грубым образом подменяются примитивными суррогатами: вместо самопознания -- дешевые мистификации, ведущие к шизофренизации сознания; вместо саморазвития -- прагматичные "рыночные" формы самообразования (не более чем, например, изучение иностранных языков). Так что эта сфера тоже полностью вычеркнута из сознания современного человека, и даже представления о ней искажены и извращены.

 

Участок психотерапевтической и реабилитационной работы, направленный на социальную адаптацию в фазе ориентации, осуществляется различными методами, взятыми в комплексе:

  • методы логотерапии и экзистенциального анализа (Франкл 1989)
  • методы мотивационного анализа (Семенов 1989)
  • транзактный анализ (Э. Берн 1992)
  • групповая психотерапия (Рудестам 1988, Картохвил 1978)
  • ориентирующая терапия (Агеев и Лебедько 1997, Лебедько и Баранник 1999)
  • совместное (с консультантом) составление планов, этапов по реабилитации в каждой сфере жизни
  • подбор литературы для чтения каждому пациенту
  • задания по посещению различных культурных мероприятий (театров, филармонии, библиотек, кружков, секций, клубов общения и по клубов по интересам)

Все виды психотерапии и реабилитации проводятся с постоянным, дозированным переходом активности от терапевта к пациенту. Поддерживаются и закрепляются все формы проявления самостоятельности и инициативы.

Работа на данной фазе достаточно длительная и регулярная.

б). Фаза Реализации

Когда намечены планы и этапы всесторонней реализации в каждой сфере жизни, следующей фазой является воплощение этих планов в жизнь.

Для того чтобы это происходило, группа психотерапевтов и консультантов, осуществляющих лечение и реабилитацию, должна иметь непосредственную связь с разветвленной инфраструктурой в городе, куда входят и биржа труда, и клубы общения, самые разнообразные кружки, спортивные секции, группы по интересам, творческие объединения, общественные организации и т.п. Причем, должна быть не только информация об этой инфраструктуре, но и самая прямая связь с ее представителями, договора о сотрудничестве и взаимосодействии.

Очень важной в этом разделе лечения нам представляется работа с родственниками пациента, начиная от простых форм разъяснительных бесед и обсуждения совместных планов и мероприятий и до различных форм семейной психотерапии (см. например Бэндлер, Гриндер и Сатир 1993)


 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 11 июня 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин