Российская
Саньяса

Механизмы... Схема 8

Начало


Диагностические схемы

8) Схема "Культурно-информационные миры"
(Данченко 1990, Калинаускас 1995)

В каждом человеке, как неотъемлемой части всего человечества, потенциально содержится совокупность всех человеческих отношений. При этом определенные отношения к отдельным людям или группам людей чаще проявляются во внимании (как через реальные контакты, так и через контакты внутренние -- воспоминания, внутренние диалоги и т.п.). Часть таких отношений осознается, большая же часть остается неким неосознанным фоном.

Систему отношений, которая формирует некий каркас во внутреннем мире человека, можно назвать его культурно-информационным миром. Это могут быть отношения к реальным и идеальным людям (идолам, Богам, персонажам, фетишам, живым или давно умершим), олицетворяющим целый культурно-информационный слой -- совокупность людей, имеющих общие идеалы и ценности. Во внешнем окружении человека -- его референтной группе -- все это отражается напрямую, -- для него имеют значимость люди, представляющие тот же культурно-информационный мир. При этом частота и длительность внешних контактов еще ни о чем не говорит. Так, например, родители, которых наркоман видит ежедневно по несколько часов, могут не иметь для него большой значимости и находиться на периферии его внимания, в центре же внимания, к примеру, находится поставщик героина, с которым наркоман реально контактирует лишь несколько минут в неделю. Причем, это может быть и неосознаваемый факт, -- сам пациент будет отрицать это и говорить о своей всяческой неприязни к наркоманам и поставщикам, -- но не по словам, а по делам определяется Диагностика.

Иными словами, если говорить о проблеме наркомании, существует достаточно жесткая "система", которая крепко держит человека в зависимости от наркотика. (Выражаясь языком оккультизма -- жесткий Эгрегор (Данченко 1990, Подводный 1992)). Культурно-информационный мир, от которого не спрятаться (ибо он внутри и притягивает внешнее свое отражение), который безошибочно узнает и искусит "своего" в любой точке планеты ("рыбак рыбака видит издалека"). Трудно сказать -- существует ли сам по себе отдельный "наркоманский" культурно-информационный мир, -- скорее всего сердцевина его подобна черной дыре, откуда напрямую уже не вырваться, а вот метастазы наркотических идеалов поразили многие, казалось бы "безобидные" культурно-информационные миры, например, определенную часть "тусующихся на дискотеках студентов" и т.п. Очень большое число культурно-информационных миров сейчас находятся в непосредственной опасной близости от наркотических идеалов и ценностей.

Пока не разработана какая-то специальная типология культурно-информационных миров, хотя попытки в этом направлении делались (Калинаускас 1995). Поэтому здесь Диагностика индивидуальна.

Важно понимать, что излечение от наркотика без выхода человека из привычного ему культурно-информационного мира невозможно. Внутренне этот выход сопровождается преображением личности, внешне следствием будет резкое изменение круга знакомых и близких людей. Выход в другой культурно-информационный мир крайне сложен, так как старый мир необычайно крепко "держит" человека большим количеством взаимосвязей и отношений.

Подход к лечению наркоманов с этой стороны дает нам еще одну плоскость, в которой мы можем, во-первых, увидеть новые механизмы такого явления, как наркотическая зависимость, а с другой -- найти дополнительные ключи для выхода из патологической зависимости. Одним из таких ключей является метод "пересмотра" своего культурно-информационного мира, завершение в нем "незавершенных гештальтов" и выведение в Доминанту качественно новых отношений с новыми людьми или качественно нового уровня отношений с прежним окружением (что тоже возможно, хотя и гораздо сложнее). Техника такого пересмотра может базироваться на известной психодраматической и психосинтетической технике "Социальный атом" (Ассаджиоли 1994).

Краткое описание практики пересмотра культурно-информационного мира: рисуется "Социальный атом" (см. рис.) (или просто делается список), где по степени частоты контактов (реальных и мысленных) располагаются люди, проявляющиеся во внешнем мире пациента и отраженные в его внутреннем мире.

Список делается не за один день, а за достаточно долгий период времени. В него входят все новые и новые (забытые и вновь осознанные) люди и категории людей, осознаются все новые и новые уровни и порядок значимости их. Если поначалу пациент вспоминает десяток--другой значимых людей, то по мере развития самосознания в "социальный атом" начинают входить такие категории людей, как, например, бывшие одноклассники, соседи, дальние родственники, прохожие, пассажиры, девушки, юноши, старики. Эти категории все более дифференцируются, и ко всем этим людям и категориям осознается определенное отношение. Иногда, таким образом, абсолютно неожиданно проявляются вытесненные конфликты, резкая неприязнь и, наоборот, привязанность.

Личность обогащается. В идеале дело доходит до того, что человек начинает осознавать свою сопричастность всему человечеству (конечно, не лично каждому человеку, а хотя бы некому социальному слою, ярким представителям социальных слоев, идолам, богам, персонажам книг и фильмов, политическим и религиозным деятелям и группировкам, деятелям науки и культуры, историческим героям... Далее это дифференцируется насколько возможно). Человек начинает себя осознавать как сложную совокупность бесчисленных отношений.

В дальнейшем осознается качество отношений к каждому человеку или группе людей:

  • частота реальных и мысленных контактов,
  • эмоциональное отношение, начиная от простейшего: удовлетворенность/неудовлетворенность, вплоть до осознания тонких эмоциональных нюансов по отношению к данному человеку/категории людей,
  • определяется важность и значимость данного человека/категории людей,
  • степень привязанности или конфликтности и многие другие факторы.

К этому моменту "социальный атом" (вернее, уже "социальная вселенная") пациента становится очень многоуровневым и многосвязным. Часть связей и отношений к некоторым людям/категории людей оказывается достаточно гибкими и свободными, другая же часть отношений определяется более жесткими связями, которые и определяют Доминанту внутреннего мира личности.

Интересно, что при подробнейшем анализе в "социальный атом" каждого человека, так или иначе, войдут почти все категории людей, но у каждого будет свой порядок приоритетов, своя палитра эмоциональных отношений и свои жесткие связи. Люди с похожей структурой "социального атома" принадлежат к одному "культурно-информационному миру".

Именно жесткие связи в полученной схеме представляют нам картину культурно-информационного мира. С этими отношениями и строится терапевтическая работа с помощью различных техник (гештальт-терапии, медитативный пересмотр, ситуативный тренинг, ролевая игра и т.п.), в результате которой завершаются незавершенные гештальты, прорабатываются конфликты и привязанности.

На основании такой работы появляется платформа для возникновения совершенно новой структуры личности (перехода в новый, более высокоорганизованный культурно-информационный мир), что и является необходимым условием излечения от патологической зависимости.


 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 11 июня 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин