Диагностические схемы
5)
Схема
Уровней (Пространств) Восприятия
(Агеев и и Лебедько 1997, ВНЕО. Тексты...
1997).
Рассмотрим некую упрощенную
модель восприятия. Представим, для
наглядности, восприятие человека в виде
нескольких ступенек или Пространств,
каждое из которых является схемой
регистрации и интерпретации сигналов от
внешнего/внутреннего мира. Более высокие
ступени восприятия (более высокие
Пространства) отличаются от нижележащих
нарастающей сложностью, многосвязностью и
новым качеством.
Если идти сверху вниз, то вначале
мы имеем Идеал, -- то, что определяет
основной вектор жизни человека. Идеал
оформляется и конкретизируется через
иерархию Ценностей. Ценности, в свою
очередь, определяют События, которые с
человеком случаются. События, отражаясь в
образном и логическом Мышлении, задают
картину мира, т.е. тот "мир", в котором
человек считает, что живет. В следующем
Пространстве восприятия все выше
перечисленное находит чувственное,
эмоциональное отражение, что ниже обретает
форму разнообразных ощущений. И, наконец,
трехмерной проекцией всех выше
перечисленных Пространств является
Физическое тело человека с его органами и
системами.
Идеал
|
Ценности
|
События
|
Мышление
|
Эмоции
|
Ощущения
|
Физическое тело
|
В жизни гармоничного человека
Идеал задает поток упорядоченных системой
Ценностей Событий, что находит адекватное
отражение в Мышлении, Эмоциях и Ощущениях,
сопровождаясь соответствующими процессами
в теле. И все вместе это осознается как
процесс раскрывающегося смысла, реализации
Идеала, воплощения его в материальный мир.
Далее мы приводим таблицу, в
которой отражен слева типичный портрет
наркомана в этой Диагностической схеме,
справа -- портрет гармоничного здорового
человека, посредине -- стратегии и методы
психотерапевтической и реабилитационной
работы.
Пространство восприятия |
Патология
(в случае наркомании) |
Стратегии терапии--реабилитации |
Гармоничное состояние |
Идеал |
Полное отсутствие осознания смысла
жизни и идеала.
В худшем случае -- неосознанное
служение идеалу наркотика. |
Ориентирующая терапия (Лебедько).
Логотерапия, Экзистенциальный анализ (Франкл) |
Осознание смысла своей жизни, своего предназначения |
Ценности |
Притупленность всех человеческих
ценностей.
Доминирующая, подчиняющая себе все ценность удовольствия
и негативная ценность страха наказания (ломки). |
Ориентирующая терапия. Групповая
терапия. Контакт с людьми, живущими
здоровой полноценной жизнью +
специальные ситуации с командой
терапевтов. |
Развитая и осознанная система
ценностей. Наличие цели в жизни,
множество сопутствующих задач. |
События |
Бедный спектр событий. Отсутствие
интересов и увлечений.
Серая, тусклая жизнь (вне наркотиков). Часто человек не может
помыслить, чем занять время. |
Разнообразные домашние задания.
Ситуационные тренинги.
Совместные ситуации с командой терапевтов. |
Наполненная, активная, деятельная
жизнь.
Гармоничный режим активной работы--отдыха.
Широкий круг интересов. |
Мышление |
Деградация мышления (особенно
логического). "Мифы" восприятия. Мир
плоский и серый. Многочисленные
искажения картины мира.
Наличие определенной мифологии,
объясняющей, почему
"Я употребляю наркотик".
Множество противоречий типа: "Наркомания
неизлечима --
я легко вылечусь"
и т.п. |
Техники НЛП (метамоделирование),
Транзактного Анализа, Гештальт-терапии,
Когнитивной терапии.
Рациональная терапия.
Литература (специальный подбор) |
Развитое мышление, адекватно
отражающее ситуацию.
Гибкая картина мира.
Легкая обучаемость новому.
Отсутствие стереотипов. |
Эмоции |
Бедный спектр эмоций (особенно тонких
эмоций: красоты, любви, радости,
сострадания). Развит только полюс
кайф--депрессия.
Отсутствует возможность воспринимать
эмоциональную красоту и многообразие
мира, переживать глубокие человеческие
отношения (дружбу, альтруизм) |
Психоэмоциональные техники.
Личностно--ориентированная терапия (Роджерс).
Групповая терапия.
Арт-терапия.
Психодрама. Имаготерапия.
Медитативные техники. |
Развитый спектр переживания и
выражения эмоций.
Способность к глубоким чувственным
отношениям, яркому переживанию
окружающего мира. |
Ощущения |
Истощенность. Нет тонуса.
Ипохондрия
(без наркотика).
Нестабильность внимания.
Развитая чувствительность к различным
раздражителям.
Весьма подвижное восприятие в этом
диапазоне
(и открытое!!!) |
Психофизические упражнения.
Його-терапия.
Телесная терапия. |
Расслабленность
Тонус.
Гибкость ощущений, их разнообразие.
Способность к саморегуляции и
гармонизации. |
Физическое тело |
Различная степень разрушения почти
всех систем организма (особенно -- кости,
нервная система, печень, почки, железы,
сердечно-сосудистая система) |
Физические упражнения
Тренировки. Система питания.
Траволечение.
Телесная терапия. Психофизические
упражнения для развития и
восстановления каждой системы
организма. |
Здоровый организм.
Согласованно работают все системы. |
Следует особо отметить, что
патология во всех Пространствах восприятия
является не только следствием, но и
причиной наркомании, поддерживающей
зависимость к наркотикам благодаря
рассмотренному уже механизму обратной
связи (см. Диагностическую схему
1).
Поэтому параллельные
комплексные мероприятия, обозначенные в
среднем столбце таблицы столь же
необходимы, как и все остальное, касающееся
предыдущих Диагностических схем.
|