Российская
Саньяса

Механизмы... Схема 5

Начало


Диагностические схемы

5) Схема Уровней (Пространств) Восприятия
(Агеев и и Лебедько 1997, ВНЕО. Тексты... 1997).

Рассмотрим некую упрощенную модель восприятия. Представим, для наглядности, восприятие человека в виде нескольких ступенек или Пространств, каждое из которых является схемой регистрации и интерпретации сигналов от внешнего/внутреннего мира. Более высокие ступени восприятия (более высокие Пространства) отличаются от нижележащих нарастающей сложностью, многосвязностью и новым качеством.

Если идти сверху вниз, то вначале мы имеем Идеал, -- то, что определяет основной вектор жизни человека. Идеал оформляется и конкретизируется через иерархию Ценностей. Ценности, в свою очередь, определяют События, которые с человеком случаются. События, отражаясь в образном и логическом Мышлении, задают картину мира, т.е. тот "мир", в котором человек считает, что живет. В следующем Пространстве восприятия все выше перечисленное находит чувственное, эмоциональное отражение, что ниже обретает форму разнообразных ощущений. И, наконец, трехмерной проекцией всех выше перечисленных Пространств является Физическое тело человека с его органами и системами.

Идеал

Ценности

События

Мышление

Эмоции

Ощущения

Физическое тело

В жизни гармоничного человека Идеал задает поток упорядоченных системой Ценностей Событий, что находит адекватное отражение в Мышлении, Эмоциях и Ощущениях, сопровождаясь соответствующими процессами в теле. И все вместе это осознается как процесс раскрывающегося смысла, реализации Идеала, воплощения его в материальный мир.

Далее мы приводим таблицу, в которой отражен слева типичный портрет наркомана в этой Диагностической схеме, справа -- портрет гармоничного здорового человека, посредине -- стратегии и методы психотерапевтической и реабилитационной работы.

Пространство восприятия

Патология
(в случае наркомании)

Стратегии терапии--реабилитации

Гармоничное состояние

Идеал

Полное отсутствие осознания смысла жизни и идеала.

В худшем случае -- неосознанное служение идеалу наркотика.

Ориентирующая терапия (Лебедько). Логотерапия, Экзистенциальный анализ (Франкл)

Осознание смысла своей жизни, своего предназначения

Ценности

Притупленность всех человеческих ценностей.

Доминирующая, подчиняющая себе все ценность удовольствия и негативная ценность страха наказания (ломки).

Ориентирующая терапия. Групповая терапия. Контакт с людьми, живущими здоровой полноценной жизнью + специальные ситуации с командой терапевтов.

Развитая и осознанная система ценностей. Наличие цели в жизни, множество сопутствующих задач.

События

Бедный спектр событий. Отсутствие интересов и увлечений.

Серая, тусклая жизнь (вне наркотиков). Часто человек не может помыслить, чем занять время.

Разнообразные домашние задания.

Ситуационные тренинги.

Совместные ситуации с командой терапевтов.

Наполненная, активная, деятельная жизнь.

Гармоничный режим активной работы--отдыха.

Широкий круг интересов.

Мышление

Деградация мышления (особенно логического). "Мифы" восприятия. Мир плоский и серый. Многочисленные искажения картины мира.

Наличие определенной мифологии, объясняющей, почему "Я употребляю наркотик".

Множество противоречий типа: "Наркомания неизлечима -- я легко вылечусь" и т.п.

Техники НЛП (метамоделирование), Транзактного Анализа, Гештальт-терапии, Когнитивной терапии.

Рациональная терапия.

Литература (специальный подбор)

Развитое мышление, адекватно отражающее ситуацию.

Гибкая картина мира.

Легкая обучаемость новому.

Отсутствие стереотипов.

Эмоции

Бедный спектр эмоций (особенно тонких эмоций: красоты, любви, радости, сострадания). Развит только полюс кайф--депрессия.

Отсутствует возможность воспринимать эмоциональную красоту и многообразие мира, переживать глубокие человеческие отношения (дружбу, альтруизм)

Психоэмоциональные техники.

Личностно--ориентированная терапия (Роджерс).

Групповая терапия.

Арт-терапия.

Психодрама. Имаготерапия.

Медитативные техники.

Развитый спектр переживания и выражения эмоций.

Способность к глубоким чувственным отношениям, яркому переживанию окружающего мира.

Ощущения

Истощенность. Нет тонуса.

Ипохондрия (без наркотика).

Нестабильность внимания.

Развитая чувствительность к различным раздражителям.

Весьма подвижное восприятие в этом диапазоне (и открытое!!!)

Психофизические упражнения.

Його-терапия.

Телесная терапия.

Расслабленность

Тонус.

Гибкость ощущений, их разнообразие.

Способность к саморегуляции и гармонизации.

Физическое тело

Различная степень разрушения почти всех систем организма (особенно -- кости, нервная система, печень, почки, железы, сердечно-сосудистая система)

Физические упражнения

Тренировки. Система питания. Траволечение.

Телесная терапия. Психофизические упражнения для развития и восстановления каждой системы организма.

Здоровый организм.

Согласованно работают все системы.

Следует особо отметить, что патология во всех Пространствах восприятия является не только следствием, но и причиной наркомании, поддерживающей зависимость к наркотикам благодаря рассмотренному уже механизму обратной связи (см. Диагностическую схему 1).

Поэтому параллельные комплексные мероприятия, обозначенные в среднем столбце таблицы столь же необходимы, как и все остальное, касающееся предыдущих Диагностических схем.


 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 11 июня 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин