Российская
Саньяса

Механизмы... Схема 9

Начало


Диагностические схемы

9) Схема "Лестница мотивации"
(Лебедько 1999).

Важнейшим условием для того, чтобы произошло любое изменение, является наличие мотивации к этому изменению. Иными словами, необходимо очень и очень сильно захотеть. По существу, если человек очень сильно хочет (по настоящему) измениться, то ничто уже не сможет ему помешать. Так что, работа, направленная на формирование мотивации, является самой важной частью терапии-реабилитации.

Нам можно возразить, что, дескать, пациент, пришедший за помощью, и так уже хочет измениться и вылечиться, -- иначе бы он не пришел. На это можно ответить, что по нашему опыту, большинство пациентов скорее думают, что хотят или же желание это, хотя и есть, но на самом деле никоим образом не может сравниться с другими желаниями личности, подчас противоречивыми и большей частью неосознанными. Человеческие желания, как правило, противоречивы и подобно лебедю, раку и щуке из басни Крылова тянут в разные стороны, так что никакого результата не происходит. Если же какое-то желание начинает существенно преобладать, доминировать, -- сразу же происходит внутренний выбор, что незамедлительно отражается в поступках, которые меняют всю жизнь человека. Таким образом, задача психотерапии (если смотреть с точки зрения этой Диагностической плоскости) -- проявить, поддержать и укрепить желание (мотивацию) человека на гармонизацию своей жизни.

Характерно, что на пути этого желания у большинства людей встают совершенно однотипные барьеры, которые мы объединили в Диагностическую модель "Лестница мотивации" (Лебедько 1999) (см. рис. ниже).

1) Первую ступеньку Лестницы можно условно назвать "А мне и так более-менее хорошо". Одолеть эту ступеньку не так-то просто -- ведь при этом придется столкнуться с тем, что не так уж все хорошо, что внутри -- сплошные противоречия и хаос, отсутствие свободы и обусловленность. Чтобы взобраться на эту ступеньку, необходимо набраться смелости -- ведь придется лишиться многих иллюзий, поддерживающих состояние самоуспокоенности и, что называется, "упасть лицом в грязь", прежде всего, в своих собственных глазах.

На этой ступеньке расположился типичный наркоман, который не видит (не хочет видеть) проблемы в наркотической привязанности. Понятно, что такие люди за помощью не обращаются -- для них сама проблема неочевидна!

2) Далее следует ступенька "Проблемы есть, все плохо, но так и должно быть" (такая уж у меня судьба, время, страна... , да и вообще, все вокруг так живут). На этой ступеньке прозябает наркоман, осознавший свою проблему, но укоренившийся в убеждении, что ее бесполезно решать, так как, во-первых, все вокруг -- наркоманы, а во-вторых, -- излечиться, дескать, невозможно. Такой человек тоже вряд ли обратится за помощью, разве что время от времени может ложиться в больницу, чтобы в очередной раз "переломаться", а затем благополучно возобновить прием наркотика, не имея даже надежды на что-то большее.

3) Следующая ступенька "Проблема осознается, так не должно быть, но я не вижу альтернативу". Множество искажений восприятия (все более и более сужающий перспективу в результате употребления наркотиков) мешают человеку осознать огромное количество альтернатив, других вариантов жизни, иных ценностей и идеалов, чем, например, наркотические, осознать богатство и неисчерпаемость возможностей окружающего мира.

Чтобы одолеть эту ступеньку, необходимо существенное расширение горизонта восприятия и проработка искажений, укрепившихся в сознании, в результате чего проявится некий проблеск надежды.

На этой ступеньке находится подавляющее большинство наркоманов, сознательно обратившихся за помощью и утверждающих, что они хотят вылечиться (при подробном опросе выясняется, что они имеют очень смутные, ненадежные или иллюзорные представления о том, как жить без наркотика).

4) Далее идет ступенька "Альтернатива есть, но многое (или все) зависит не от меня". То есть, вроде бы хочу, но держат меня со всех сторон -- условия жизни, люди, обстоятельства (сила привязанности и панический страх ломок...). Здесь необходимо осознать, что на самом деле никто и ничто на тебя самого не влияет. Следствием такого осознания будут не просто слова, а принятие ответственности.

Очень редко люди, особенно долгое время употреблявшие наркотики, добираются до этой и вышележащих ступенек, так что помочь им в восхождении по этим ступенькам -- задача терапевтической-реабилитационной работы.

5) Следующая ступенька "У меня не хватает сил (энергии, возможностей, каких-то качеств)". На этом этапе нужен доступ к внутренним энергетическим ресурсам, и целенаправленные действия по накоплению этих самых сил, качеств, возможностей.

6) Ступенька "Хочу, но не знаю как". Здесь уже человек готов и работа заключается в выборе конкретного нового русла жизни, конкретных действий по преобразованию себя, своей судьбы. На этой ступеньке сделать их он уже сможет (подготовлены уже все внутренние условия и мобилизованы ресурсы). Если те же самые действия подсказать человеку, находящемуся на нижележащих ступенях, тот просто не будет (или не сможет) их делать. Здесь же, найдя требуемую информацию и, реализовав ее, человек подходит к рубежу, за которым созревшая Мотивация воплощается в действии и жизнь реально меняется -- в этом магия мотивации.

7) Итак, последняя ступень -- "Хочу и Делаю, Меняюсь!"

           

Хочу и Делаю, Меняюсь

         

Хочу, но не знаю как

 
       

У меня нет сил

   
     

Это не от меня зависит

     
   

Нет альтернативы

       
 

Проблема есть, но так и должно быть

         

Все и так хорошо

           

Для прохождения вверх по каждой следующей ступеньке разработаны конкретные технологии, методы, учебные ситуации и т.п.

Данная Диагностическая схема важна для нас тем, что дает нам возможность определить временную последовательность терапии, ее этапы, увязать всю предыдущую информацию, результаты анализа всех выше перечисленных схем в конкретную последовательность действий.

Итак, будем исходить из Диагностики типичного пациента, находящегося в наркотической зависимости. Согласно нашим наблюдениям, как уже было отмечено, -- это ступенька "нет альтернативы" (чуть реже -- "Все плохо, но так и должно быть").

Таким образом, первая задача терапии и реабилитации -- осознание альтернативы. Проделав этот шаг качественно, неформально, получив достоверные результаты по наблюдениям за сознанием и поведением пациента, далее идет последовательное восхождение выше на каждую следующую ступеньку, до самого верха, т.е. до полного сознательного изменения, которое и будет излечением.


 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 11 июня 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин