Российская
Саньяса

Механизмы... Схема 6

Начало


Диагностические схемы

6) Схема Отношений "Человек--Мир"
(Данченко 1987, Лебедько 1997)

Схема основана на модели, представляющей человеческий организм как совокупность чакр (Подводный 1993), центров (Данченко 1987) или Объемов (Лебедько 1997). Наиболее близок современным представлениям язык Объемов, которым мы и воспользуемся.

Мы выделили семь Объемов: Копчиковый, Мочеполовой, Пупочный, Грудной, Горловой, Межбровный и Макушечный. Объемом мы будем называть совсем не обособленную часть физического тела, а интегральную совокупность некоторых качеств организма, более или менее ярко выраженных через определенную часть тела. (Привязка к физическому телу поможет нам далее в разработке психофизических комплексов упражнений для активизации или, наоборот, торможения тех или иных качеств).

В сознании Объем -- переживание некоторого диапазона всевозможных психофизических состояний определенной "окраски". Каждый Объем определяет некоторый спектр эмоциональных состояний, направленность мышления, сложную комбинацию системы мотивов и ценностей, определенный диапазон социо-культурных и исторических факторов, а также факторов природных, климатических, планетарных и т.д. мы не останавливаемся на объяснении связи всех этих факторов с сегментами физического тела (это проделано в работах Агеева и Лебедько 1997, Лебедько 1997, Данченко 1987, 1994).

Далее за основу мы берем тот факт, что Объемы, как функциональные психофизические сегменты человека осуществляют основные формы его взаимодействия с миром, так что, исходя из Диагностики Отношений человека с Миром, мы можем судить о состоянии того или иного Объема, и наоборот. Соответственно, работая при помощи психофизических упражнений и техник с определенным Объемом, мы, тем самым, прорабатываем основные сферы отношений с Миром, а именно (Данченко 1987, 1994, Лебедько 1997):

  1. Отношений выживания (Копчиковый Объем). Диагностику этих отношений (соответственно и Объема) мы можем определить по всему, что связано с функциями выживания и становления (физического, социального, духовного).
  2. Отношений взаимодополнения (партнерства) (в том числе, отношений между полами) (Мочеполовой Объем). Все, что связано с функциями и ситуациями изобилия, многообразия, процветания, взаимосвязи и дополнения.
  3. Операциональных (деловых) отношений (Пупочный Объем). Все, что связано с упорядочиванием, структурированием, подчинением--командованием, планированием, порядком.
  4. Отношений тождества (Любви и Сострадания) (Грудной объем). Все проявления человека в высоких формах любви, сопереживания, альтруизма, сострадания.
  5. Формообразующих (творческих) отношений (Горловой Объем). Все, что связано с творческим проявлением человека (не обязательно в специальных видах творчества--искусства, но и в творческом отношении к жизни и любому делу вообще).
  6. Отношений научения ("Знания и Умения") (Межбровный Объем). Все, что связано с усвоением и использованием разнообразного опыта, синтеза различных граней опыта и знаний.
  7. Идеологических отношений (Макушечный Объем). Все, что связано с осознанием трансперсональности собственной жизни, выходом за пределы своей личности, служения миру.

 

Очевидно, что у типичного пациента с наркотической зависимостью все Объемы неразвиты и находятся в патологическом состоянии. Еще раз важно упомянуть, что патология состояния Объемов и, соответственно, отношений с Миром является, благодаря многосторонним обратным связям, как причиной, так и следствием наркомании.

Необходимость работы в этой плоскости также очевидна, как и во всех остальных. Причем, в первую очередь, в начале терапии необходимо сделать некоторый акцент на стабилизации функции выживания, которая у наркоманов атрофирована (что, собственно, и является основной причиной деградации и смерти). Хотя, естественно, работа должна вестись по сбалансированному развитию всех Объемов.

Для работы в этой плоскости также применяются самые разнообразные методы. Это и Ориентирующая психотерапия, и создание специальных ситуаций (в т.ч. ситуаций контролируемого, дозированного риска -- для развития функций выживания). Основным же инструментом здесь являются разнообразные, подбираемые индивидуально, комплексы психофизических упражнений.


 

  Российская Саньясa Первая страница Письмо

(c) В.Лебедько, 1999-2001

страница обновлена 11 июня 2000 г.

веб-мастер: Николай Меркин